Тренинг для педагогов «Все эмоции важны»

Тренинг для педагогов «Все эмоции важны»

Автор: Кононенко В.В.

Цель: снижение психоэмоционального напряжения педагогов.

Ход тренинга:

1 этап — организационный

Упражнение 1. «Приветствие на сегодняшний день»

Цель: запуск процессов самораскрытия, сплочение группы.

Инструкция: «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете апельсин тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили апельсин, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы апельсин побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.»

Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями и эмоциями.

Упражнение 2. «Спутанные цепочки»

Цель: разогрев участников тренинга.

Описание упражнения: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

2 этап – мотивационный

Упражнение 3. «Главное — второстепенное»

Цель: снижение «стресса торопливости», выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.

Описание упражнения: Участникам предлагается на листе бумаги написать 1012 дел, которые для них в настоящее время наиболее важны. Рекомендуется составлять список дел по мере их субъективной значимости.

После этого тренер просит группу сесть в круг, расслабиться и за­крыть глаза. Он говорит: «Постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 7075. Вы уже давно на пенсии, не работаете, занимаетесь внуками, домашним хозяйством, гуляете с такими же, как вы, пожилыми пенсионерами. Вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные и самые радостные ее события. Вообразите, что из этого времени вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете подумать о том, как много време­ни и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным».

Затем группе предлагается составить список своих занятий по степени значимости их в жизни, с точки зрения 75летнего возраста. Сравнить два полученных списка.

Вопросы для обсуждения:

Какие дела остались для вас столь же важными и значимыми?

Какие дела утратили свою значимость и почему?

В результате обсуждения необходимо показать различие между активностью и результативностью жизни человека. Высокий уровень активности (много дел, постоянная занятость, высокая интенсивность общения) часто означает не выполнение значимых дел, а суетливую трату времени по пустякам и ис­кусственное поддержание внутреннего напряжения из-за страха что-то не успеть. Необходимо выделить в совей жизни главное и стараться так стро­ить свое время и жизнь, чтобы основные усилия были потрачены на достиже­ние главной цели, а второстепенные дела либо вообще были исключены из «списка», либо отложены на какойто период.

3 этап — практический

Упражнение 4. «Разговор через стекло»

Цель: развитие невербальных навыков, умения распознавать эмоции.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары. Психолог: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.

Обсуждение:

Удалось ли понять смысл передаваемой информации?

Чего не хватило?

Как ещё можно было выразить смысл данной информации?

Упражнение 5. «Нахал»

Цель: развитие навыков конструктивной критики, повышение уровня саморегуляции, самоконтроля.

Инструкция: «Ну, бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами ктото «влезает»! Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию.

Пожалуйста, разбейтесь на пары. В каждой паре партнер слева – добросовестно стоит в очереди. «Нахал» заходит справа. Отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Начали! Теперь, давайте поменяемся ролями. Теперь нахал будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали.»

Обсуждение.

  1. Кому удалось отбить охоту у «нахала» пройти без очереди?
  2. Какие чувства возникали во время выполнения данного упражнения?
  3. Чья реакция была наиболее приемлемой в сложившейся ситуации?

Упражнение 6. «Маяк»

Цель: развитие позитивного самовосприятия.

Инструкция: «Закройте глаза. Расслабьтесь. От­регулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова — высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетичес­кой системе, которая поддерживает постоянство вашего свето­вого луча, скользящего по океану, предупреждающего морепла­вателей о мелях, являющегося символом безопасности для лю­дей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе света, который никогда не гаснет.»

Обсуждение:

Произошли ли какието изменения после данной медитации?

Упражнение 7. «Десять комнат»

Цель: осознание участниками своего внутреннего мира, собственной модели поведения при появлении различных эмоций.

Материалы: бумага, карандаши.

Инструкция: «Представьте, что вы живёте в доме, в котором 10 комнат: радости, страха, печали, плача, злости, агрессии, одиночества, надежды, и еще две. Какие? Решать и называть вам. Нарисуйте в каждой комнате её символы. Ответьте на вопросы: как часто вы там бываете, что делаете? В какой из комнат черпаете силы, а в какой, наоборот теряете?» Участники делят лист по своему усмотрению, подписывают названными и рисуют соответствующие символы.

Обсуждение: По завершении рисования, участники рассказывают, в каких комнатах им нравится находиться, а в каких – нет, какие чувства они считают позитивными, а какие – негативными, как долго они бывают в разных комнатах.

В процессе обсуждения может выясниться, что одни и те же состояния вызывают у участников разные чувства. Так, кому – то может быть грустно в комнате «одиночества», а для другого это комната является творческой лабораторией и т. д. Названия двух комнат, которые участники придумали сами, говорят об их ценностях на данный момент и актуальных потребностях.

Упражнение 8. «Да здравствует позитив!»

Цель: упражнение помогает под­черкнуть важность вклада каждого участника в совместную де­ятельность, также оно помогает создать позитивную атмосфе­ру в конфликтной или негативно настроенной группе.

Необходимые материалы. Маленькие листочки бумаги для за­писей, карандаши.

Процедура:

  1. Участники получают листочки бумаги по количеству членов группы.
  2. Каждый пишет на листочке имя другого участника и то, чем он особенно восхищается в этом человеке. На следующем листочке — имя следующего и так далее для каждого.
  3. Затем листочки складывают, сверху надписывают имя по­лучателя (подписываться не нужно), сдают ведущему, кото­рый раздает их адресатам.

Обсуждение.

Расскажите о своих впечатлениях. То, что наиболее вам понравилось, что вас удивило, можете озвучить.

Что нового вы о себе узнали?

Что дало вам данное упражнение?

Важно ли, по вашему мнению, подчёркивать всё то лучшее, что есть в человеке?

Какова роль такой поддержки и позитивной обратной связи в группе?

  1. Метафора «Шум и музыка»

Учитель и ученик проходили через деревню в день большого праздника. Когда они подошли к главной площади, звуки барабанов и крики людей стали настолько громкими, что ученик зажал уши ладонями. Но к его удивлению, учитель, пританцовывая, проходил всё глубже к центру площади, к месту главного действия. После того, как праздник закончился и люди, уставшие, разошлись по домам, ученик спросил учителя:

— Учитель, как ты мог радоваться и праздновать при таком шуме? Я не слышал даже своих мыслей!

— Ты был настроен на шум, мой друг, но для жителей этой деревни это была музыка. Я всего лишь воспринял эти звуки так же как и они. Большинство людей идут по жизни, воспринимая только шум. Пойдём же дальше, и давай на этот раз слушать музыку.

Обсуждение.

4 этап — рефлексивный

  1. Рефлексия занятия:

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего тренинга?

— Какие упражнения вам особенно понравились?

— С чем вы уходите с тренинга?

Список использованной литературы:

  1. Захарова Г.И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Издво ЮУрГУ, 2003. – 36 с.
  2. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: «Речь», 2005. – 224 с.
  3. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. 3е изд. М.: Психотерапия, 2006. 256 с. (Советы психолога учителю).
  4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.
  5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Комментирование запрещено.


опен стат