Аттестация педагогов — это просто!

Процедура аттестации педагогов всегда была важным событием в жизни работников образовательных учреждений. С начала 2011 года вступила в силу последняя редакция норм аттестации педагогов. Первые страсти улеглись, но все ли понятно в аттестационных процедурах? На какие аспекты стоит обратить пристальное внимание?

Процедура аттестации педагогов проходит в три этапа, начать подготовку следует с анализа нормативно-правовых документов и рекомендаций по проведению.

Новые нормы, как известно, предусматривают два типа аттестации: обязательную и добровольную. Рассмотрим этапы подготовки к обязательной аттестации (аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности).

Процедура аттестации педагогов на подтверждение соответствия занимаемой должности

Подготовительный этап. Руководителю школы следует:

  • подготовить документ на работников, подлежащих аттестации на подтверждение занимаемой должности (документ содержит список педагогов);
  • написать представление на педагогического работника, проходящего аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Администрации образовательного учреждения следует:

  • за один месяц до начала письменно уведомить педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения занимаемой должности, информацию о сроках проведения процедуры;
  • под расписку ознакомить педагогического работника с представлением не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации.

Процедура аттестации педагогов подразумевает объективную оценку, поэтому лучше, если представление в аттестационную комиссию готовится руководителем школьного методического объединения, затем согласовывается с заместителем директора по учебной работе, а уже потом рассматривается директором. Это позволит в значительной степени избежать субъективизма при характеристике педагогов.
Экспертный этап. Квалификационное испытание в письменной форме (конспект урока или тестирование) сдают педагоги, которые аттестуются с целью подтверждения занимаемой должности. Важным дополнением является то, то педагогам должен быть заранее известен характер предстоящих испытаний и критерии оценки.
Если аттестационная комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности, работодатель вправе принять решение об увольнении. Увольнение работника является правом, а не долгом работодателя, поэтому работник может обжаловать решение в судебном порядке.

Процедура аттестации педагогов для установления первой или высшей категории

Подача заявления педагогическим работником – это первый шаг подготовки документов к добровольной аттестации. На присвоение категории заявление в аттестационную комиссию пишет сам педагог, в отличие от представления, которое составляет руководитель образовательного учреждения. Школьное методическое объединение должно помогать оформлять педагогу бланки заявлений и аттестационные листы. К аттестационным процедурам нужно относиться ответственно, т.к. если работник не сумел преодолеть аттестацию для присвоения категории, то автоматически аттестация на соответствие занимаемой должности не пройдет. Педагогам следует четко следить за сроками прохождения последней аттестации на категорию, чтобы не нести моральных и финансовых потерь. Администрация образовательного учреждения обязана информировать педагогов о том, что заявление подается заблаговременно, и на момент подачи педагог должен иметь квалификационную категорию.
Следующим этапом является комплектование аттестационных материалов для экспертных комиссий. Администратор, отвечающий за процедуру аттестации в образовательном учреждении, должен помогать собирать документы: об успеваемости, качестве знаний учащихся, об итогах государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, о достижениях учащихся в конкурсах и олимпиадах…
На заключительном этапе аттестационная комиссия выносит решение об отказе или присвоении квалификационной категории. Возможно, по результатам аттестации комиссия внесет в аттестационный лист рекомендации для учителя, о выполнении которых работодателю необходимо отчитаться по истечению одного года.
Процедура аттестации педагогов является главным инструментом оценки деятельности работников образовательных учреждений, поэтому проходить ее необходимо, чтобы иметь возможность повышения социального статуса.




опен стат