Проблемное обучение физике посредством исследовательской деятельности

В настоящее время при помощи использования ИКТ, полного доступа к новейшим источникам познания становится возможным развить творческий потенциал учащихся через интеграцию дисциплин посредством исследовательской  деятельности по физике. Поэтому целью работы над данной темой стало выявление  элементов проблемного обучения физике на уроках, во внеурочное время, раскрытие межпредметных связей школьного образования.

Интеграция – восстановленье, восполненье, объединенье частей в единое целое, при этом не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. (Вы также можете опубликовать свои  работы на нашем сайте, пройти публичную экспертизу и оформить свидетельство о публикации. — Ред.)

Основной задачей исследовательской деятельности по физике в парадигме проблемного обучения физике считается формирование умения обучающихся работать с научно-технической литературой, умения выбора темы, постановки целей, задач; формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать негативные результаты. Задача педагога при организации исследовательской деятельности по физике состоит в том, чтобы ученики помнили: самое ценное знание – знание, добытое самостоятельно. Успехи в ходе проблемного обучения физике, как на уроке, так и во внеурочное время резко повышают самооценку учащихся. Развитию способности самостоятельно находить, обозначать, выявлять пути решения, решать проблему помогают:

  • памятки для Организации Проектно-исследовательской Работы при Изучении Физики, которыми автор ежегодно снабжает ребят;
  • создание для каждого ученика ситуации успеха, опираясь на индивидуальный актуальный уровень развития;
  • отметка достижений каждого ученика не в сравнении с достижениями других,  в сравнении с ним самим, его вчерашними достижениями.

Исследовательская деятельность по физике в парадигме проблемного обучения физике — организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных, практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Выбор темы, сбор информации, разработка, оформление проекта – трудоемкий, непростой процесс. Кроме того, раскрываются новые грани общения учащихся и педагога, расширяется кругозор, развивается творческий потенциал. Так учащиеся автора в рамках исследовательской деятельности по физике с большим интересом выполняют творческие проекты, выступают с ними на различных научно-практических конференциях, заслуженно получая высокие результаты. Работы учащихся связаны с разными учебными предметами.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть место поиску, педагогическому творчеству не на уровне традиционной методики, а на следующем технологическом уровне — в рамках проблемного обучения физике.

ББК: 74.2     УДК: 372.853

Автор материала: Т.М.Орда

Для цитирования: Орда, Т.М. Проблемное обучение физике через интеграцию наук посредством исследовательской деятельности  [Электронный ресурс] / Т.М.Орда // Интернет-вестник «Жизнь отрасли «Образование». — Режим доступа: http://www.afmi.ru/rekomendacii-dlya-uchitelya/problemnoe-obuchenie-fizike.html, 2013. (материал прошел публичную экспертизу; выдан сертификат о публикации серия АА12 №1206).

Скачать полный текст статьи




опен стат
Яндекс.Метрика