Адаптация молодого специалиста к профессиональной учебно-воспитательной среде школы является одной из важнейших задач администрации образовательного учреждения. Решить эту проблему поможет наставничество в школе – система, которая предполагает обмен опытом между педагогом-профессионалом и начинающим молодым учителем.
Современная школа нуждается в молодых и энергичных специалистах-профессионалах, психически и технологически способных к воплощению в жизнь гуманистических ценностей на практике.
Адаптация молодого специалиста к вступлению в новую деятельность сопровождается значительным эмоциональным напряжением, требующим активизации всех внутренних ресурсов. Найти решение этой задачи поможет создание действенной и гибкой системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, выработать у него стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Адаптация молодого специалиста в образовательном учреждении должна опираться на систему наставничества в школе, опытный педагог-наставник может оказать практическую и теоретическую поддержку молодому педагогу, поднять его профессиональную компетентность.
Основная задача наставника – поддержать молодого специалиста в самореализации, активизировать личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Обязательным условием при назначении наставника администрацией образовательного учреждения должно быть то, что наставничество в школе – это общественная нагрузка, основанная на принципах добровольности, и учитывать главное: педагог-наставник – это мудрый старший товарищ, обладающий высокими профессиональными качествами, пользующийся авторитетом в коллективе.
Поскольку наставничество в школе является обоюдным процессом, то основным условием действенности обучения наставником молодого специалиста профессиональным качествам является его готовность к трансляции своего опыта. Педагог-наставник должен разнообразно содействовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, подталкивать его к участию в коллективной жизни, вырабатывать у него социально значимые интересы, способствовать развитию общекультурного кругозора. Адаптация молодого специалиста в профессиональной деятельности, должна постоянно сопровождаться и корректироваться, поэтому наставнику необходимо сосредоточить внимание на острых вопросах:
- ведение школьной нормативной документации;
- организация и проведение учебного процесса;
- организация и проведение внеурочной деятельности и досуга учащихся;
- проведение инструктирования по технике безопасности;
- внутренний аудит педагога;
- разработка качественной модели по самообразованию;
- подготовка к профессиональной аттестации
Если наставничество в школе организовано правильно, и администрация в образовательном учреждении заинтересована в этом, то адаптация молодого специалиста, в большинстве случаев, проходит быстро и без видимых трудностей.