Методическая разработка урока музыки (конспект) предназначена для учителей, работающих по программе Д. Б. Кабалевского (1-7кл)

Этот урок проводится в 6 классе во 2 четверти (урок №3)

Тема III четверти «Музыкальный образ»

Тема урока №8 «Образное содержание вальсов Ф.Шопена»

Цель урока: познакомить учащихся с музыкой Ф.Шопена, выявить характерные особенности вальсового творчества композитора

Планируемые результаты:

Предметные:

— помочь учащимся осознать «музыкальный образ» вальсов, их жизненное содержание;

— познакомить учащихся с музыкой Ф.Шопена, выявить характерные особенности вальсового творчества композитора;

— научить слушать музыку и анализировать услышанное

Метапредметные :

Создать условия для развития умений:

— анализировать, выделять главное, обобщать;

— ставить цель, планировать этапы достижения цели, осуществлять самооценку своей деятельности;

— искать информацию по теме, обобщать материал;

— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

— выражать свои чувства и отношения в процессе восприятия прекрасного, любви к сокровищнице музыкального искусства на примере творческой личности Ф. Шопена

познание различных явлений окружающей действительности,

воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и

исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и

осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе

понимания их интонационной природы.

познание различных явлений окружающей действительности,

воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и

исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и

осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе

понимания их интонационной природы.

познание различных явлений окружающей действительности,

воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и

исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и

осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе

понимания их интонационной природы.

Личностные:

Воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия музыкальных произведений, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных произведений на основе понимания их интонационной природы

Методы музыкального обучения:

  1. эмоционально-художественное «погружение»;
  2. метод сравнения и сопоставления;
  3. наблюдения за музыкой;
  4. музыкально-ритмической импровизации;
  5. вариантности впечатлений;
  6. обобщения.

 

Виды деятельности на уроке:

Виды деятельности на уроке:

  1. Слушание и исполнение музыки.
  2. Рассуждения о музыке.
  3. Музыкально-ритмические движения.

 

Тип урока —  комбинированный урок

 

Вид урока: расширение знаний.

 

Оборудование: видео-, аудио-оборудование, пианино, портреты Ф.Шопена , М. Водзиньской, мультимедиапрезентация,музыкальный материал: Вальс №6 (ре бемоль мажор) и Вальс №7 ( до диез минор) Ф. Шопена,

                                                                 

                                                              План и ход урока

1 Организационный момент.

2.Беседа

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством польского композитора 19 века. Имя его- Ф Шопен.

Уч. Что вы знаете об этом композиторе?

Д.С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным музыкальным слухом.

Д.Ф.Шопен- пианист-виртуоз, про которого говорят : «Ф Шопен-певец фортепиано»

Д.Ф Шопен, очень любил свою Родину, но жизнь сложилась у него так ,что В 1830 году он навсегда покидает родную Польшу, и на родину возвратиться ему уже не суждено. Ему ничего не остается, как хранить любовь к своей стране на протяжении всей жизни.

Учитель наигрывает первые такты вальса с №7

Уч. Определите жанр произведения?

Д. Вальс

Уч. Назовите жанровые признаки вальса?

Д. Трехдольный музыкальный размер. Парный танец. Родиной вальса считается Австрия. С начала 19 в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества как популярный бальный танец.

Учитель

За свою жизнь Шопен написал 18 вальсов. В первые десятилетия 19 века вальс получил любовь и популярность во всех странах и городах Европы как бытовой танец.

Ф.Шуберт (с творчеством которого мы уже знакомы) сочинял свои вальсы именно для таких бытовых целей — когда собравшиеся вокруг него друзья хотели потанцевать. Поэтому многие вальсы он придумывал сразу же, мгновенно.

Вальсы Шопена возникали для других целей — как концертные пьесы. Поэтому его вальсы больше размером, тоньше продуманы.

. Сегодня на уроке познакомимся с двумя  вальсами Ф. Шопена — №6 (ре бемоль мажор) и№7 ( до диез минор), сравним их музыку.

Звучит Вальс №6 (ре бемоль мажор) Ф. Шопена

Уч. Как думаете , вы будете танцевать под музыку этого вальса?

Д.Нет

Уч. Почему?

Д.Быстрый темп, стремительность ,полет в музыке. Характер легкий, светлый, изящный.

Уч. А что может так быстро вращаться, кружится?

Д. Юла

— Образ этого вальса — легкое, изящное кружение, полетность.

Шестой вальс (ре-бемоль мажор1846) называют «Вальс-минутка». Почему его так назвали, никто не знает. Иные уверенно заявляют, что сочинение получило это название потому, что его можно исполнить ровно за одну минуту. Этот вальс, светлый и мажорный от первого до последнего звука, Шопен очень любил играть в своих концертах.

Звучит Вальс №7 ( до диез минор) Ф. Шопена

Уч. Что вы скажите о музыке этого вальса? Определите музыкальный образ.

Д. Красивая, выразительная, полная добрых, светлых чувств мелодия. Это романтическая музыка, пронизанная чувством любви.

Уч. С помощью, каких средств музыкальной выразительности создается данный образ?

Д. Медленный темп, ладовая переменность, импровизационная свобода ритма и мелодии,

Д. Форма трехчастная .1 и3  части- певучие, лирические, мечтательные.2 часть –светлая, красивая , звучит в мажоре

Уч. Это минорный вальс, очень грустный, как печальное признание, сделанное самому себе, но здесь есть и более светлый мажорный эпизод,  подобный воспоминанию о былой радостной надежде.

Уч. Вальс  № 7, cis-moll, ор. 64 № 2.  Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой.  Фридерик Шопен был обручен с дочерью польского магната Марией Водзиньской, сестрой лицейского друга. Эта девушка привлекала не только внешностью, она хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи, неплохо пела. Но свадьба не состоялась, семья была против брака с пианистом, хоть и очень знаменитым. Шопен тяжело переживал этот разрыв. Прекрасным памятником поэтической влюбленности Шопена стал его вальс, который назвали «прощальным вальсом Марии Водзиньской».

Вальсы Шопена — концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев. Тем не менее, на музыку Вальса до-диез минор теперь нередко ставятся балетные миниатюры, исполняемые балериной и танцовщиком. Переложение этой пьесы для оркестра А. К. Глазунов

даже включил в балет «Шопениана». Восхищенный красотой музыки вальса поэты посвятили свои стихи

Ученик выразительно читает стихотворение Л.Озерова

 

 

Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.

(Л.Озеров)

 

Вывод

К   жанру вальса Шопен обращался  на протяжении всей своей недолгой жизни.Это лирические миниатюры, рассказывающие о переживании человеческой души.

Два вида вальсов можно выделить у Шопена: одни вальсы блестящие, концертные, быстрые и мажорные, другие — сумрачные, мечтательные, часто медленные и минорные.

Подведение итогов. Оценивание учащихся.

Учитель:

Ребята! Спасибо вам за урок. Вы доставили мне огромное удовольствие общением с вами, вашим глубоким пониманием такой темы, как «Образное содержание вальсового творчества Ф.Шопена».

 

Просмотр презентации

Интернет сайты:

https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library

http://soundtimes.ru

http://musike.ru


Комментирование запрещено.


опен стат