«Формирование экологической культуры младшего школьника» (из опыта работы)

На современном этапе человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. «Эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор». (академик РАН Н.Н. Моисеев). В этих условиях все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения

На протяжении веков люди брали у природы все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало  растений и животных из-за этого уже исчезло, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться.

Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Ведь много взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети еще не успели этому научиться. У детей недостаточно развиты знания о ценности природы и правилах поведения в ней, не сформированы навыки познавательной деятельности.

Поэтому главной целью в своей работе считаю:

-формирование навыков экологической культуры младшего школьника.

Экологическая культура — это становление осознанного и правильного отношения к объектам природы. Понятие «экологическая культура» заключает в себе длительный трудный процесс формирования навыков, знаний, которые приобретаются в тесном контакте с окружающей средой.

Приобщая младших школьников к экологической культуре, решаю следующие задачи:

развиваю экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

-формирую умения разнообразной деятельности в природе.

-веду работу по формированию у детей эмоционально-позитивного опыта общения с природой .

Общение с природой – источник физического и духовного здоровья человека. Благодаря тому, что наш поселок расположен в зеленой зоне, дети с раннего возраста находятся в тесном контакте с природой. Окружающая среда, в которую попадает ребенок, может развить в нем определенные навыки. Знания и способности. Главное – ориентировать ребенка на ценности, находящиеся рядом: лес, луг, река.

Ребенок воспринимает окружающее и запоминает информацию в основном через движение. Детям постоянно нужно что-то делать: трогать руками, говорить, рисовать, играть. Поэтому каждому ребенку я даю возможность участвовать в уроке тем способом, которым ему подходит, чтобы проявить, наиболее открыто, все свои способности.

Я использую в своей деятельности учебные и воспитательные направления.  Наиболее  богатые возможности по формированию экологической культуры предоставляют уроки «Ознакомление с окружающим миром».

Экологическая направленность этого курса, позволяет формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению, и готовность к активным  действиям по его охране и обогащению. Я знакомлю детей с различными экологическими системами в природе: лес, луг, водоемы и  др. Дети  изучают обитателей и их жизнь в этих системах.

Материал представляю в доступной и увлекательной форме с использованием загадок, викторин и др. Это  позволяет мне подробно и интересно рассказать о жизни растений, животных, птиц, об их значении, неповторимости, хрупкости.

Расширить и закрепить полученные знания помогают экскурсии и прогулки .

На экскурсиях дети узнают о сезонных изменениях в природе, учатся наблюдать за растениями, птицами, животными, знакомятся с правилами поведения в природе. Говорю детям о том, что в лесу, на лугу, у реки, мы в гостях у природы, и должны соблюдать эти правила.

Полученные знания и ощущения после экскурсий, дети передают через рисунки, стенгазеты, сочинения, поделки. Через эту работу идет процесс накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой. С детьми участвуем в школьной выставке рисунков .

Собранный на экскурсии природный материал, используем для изготовления поделок.  Поделки также  демонстрируются на школьной выставке.

На уроках чтения знакомимся с художественной литературой, которая позволяет расширить представления о природе. После каждого прочитанного рассказа провожу беседу, в ходе которой дети высказывают свои мнения о прочитанном, анализируют поступки героев, события. Эти произведения помогают расширить представления о природе, устанавливать связь между прочитанным материалом и живой природой, окружающей нас. Дети учат стихи о природе.

На уроках математике использую текстовые задачи экологического содержания. Например, 2 класс   решил сделать 25 кормушек для птиц. За неделю они сделали 15 кормушек. Сколько кормушек для птиц ещё осталось смастерить ребятам? Текстовые задачи открывают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

На уроках русского языка провожу словарную работу. Многие словарные сова обозначают название растений и животных, дети рассказывают все, что они знают о том или ином представителе природы, устанавливают связи между объектами, обозначенными словами.   Дети пишут сочинения, что они увидели на экскурсии, сочиняют экологические сказки. Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка.

Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же  экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Воспитательное направление:

Для обобщения знаний о природе, поведения в ней организую праздники, КВНЫ, конкурсы, соревнования. Этот вид деятельности активизирует учащихся. Нестандартная форма организации позволяет расширенно вести работу по формированию экологической культуры младшего школьника. При подготовке к мероприятиям использую загадки, пословицы, кроссворды, ребусы, заучивание стихов, инсценировки. Свои знания дети показывают на «Неделе экологии», которая проходит в школе регулярно.

Полученные знания о правилах поведения в природе, находят свое применение в практической деятельности. Вместе с детьми озеленяем класс, каждый ребенок учится ухаживать за своим растением. Участвуем в субботниках, начиная уже со 2 класса.

Важно, что дома родители приучают детей к труду, ухаживать за животными, растениями, сажают саженцы, ведут работу на огородах. На личном примере родители воспитывают бережное отношение ко всему живому, заботу о них.

Также провожу тематические родительские собрания:

« Формирование экологической культуры школьников»

«Прикоснёмся к природе душой»

«Экологическое воспитание младшего школьника или Зелёная планета». 

«Экологическое воспитание в семье. Экология и мы»

«В гармонии с природой» и др.

Родители во многом помогают своим детям: делают кормушки для птиц, скворечники, вместе ходим в походы с целью ознакомления с природой родного края.

Провожу классные часы: «Я хочу дружить с природой » , «Берегите эту землю!», «Земля защиты просит у людей», «Экологическое ассорти»,  «Природа не прощает ошибок» и др.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС. Расширить свою работу по данной теме помогают мне кружки:  

1 класс « Моя первая экология»

2 класс «Экологический клуб почемучек»,

3 класс: «Занимательная экология»,

4 класс «Экологические исследования».  На кружке ведем исследования, работаем над проектами:

Тематика проектов может быть самая разнообразная. Например, проект «Покормите птиц зимой!», цель которого изготовление младшими школьниками кормушек для птиц. Экологический проект «Новогодняя красавица» направлен на воспитание бережного отношения к лесным богатствам, убеждение учащихся   в том, что не стоит рубить сосны ради нескольких праздничных дней. В рамках этого проекта целесообразно провести выставку: «Как сохранить ель», выпустить листовки с призывом «Берегите лес», провести конкурс на оригинальную замену живой новогодней елки. Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов на уровне школы и района.

Школа  сотрудничает с детской библиотекой, где проходят библиотечные уроки, тематика которых   связана с природой. Также дети часто посещают краеведческий музей, где они знакомятся с красной книгой края, природой НСО, днями птиц, земли и др .

Также   школа сотрудничает  с театральной студией «Мечта» и кукольным театром «Буратино». Ребята охотно ставят спектакли, показывают сказки экологического содержания. Например,  работа с куклами «Теремок на экологический ладок», «Колобок на экологический ладок», «Красная книга» и спектакли «Хвосты»

В летнее время дети тоже заняты делом. Они посещают летнюю площадку, где там проходят всевозможные дни экологической направленности:  «День чистоты территории», День загадок о природе»,

« Экологические праздники» и др .

О показателях сформированности экологической культуры ребенка  можно судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;
  • ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая деятельность, в которой отражается нравственно – этические нормы, эстетические чувства. Дети активно участвуют, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Уровень воспитанности отслеживаю, начиная со 2 класса. (Методика Капустина).

Но все таки, не  смотря на все плюсы, в деятельности с детьми я сталкиваюсь с проблемой несформированности навыков познавательной деятельности в общении с природой. Хочу уделить особое внимание формированию навыков наблюдений за окружающей средой.    Систематическое наблюдение за природой способствует развитию наблюдательности у детей, интереса к природе, умений анализировать и обобщать сведения. Эта работа направит детей в постоянный поиск сведений, сообщений о природе и его обитателях.

Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися. Свое выступление хочется закончить китайской мудростью:

Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,

Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека.

Автор: Давиденко Галина Алексеевна


Комментирование запрещено.


опен стат