Внеурочная деятельность «Шахматная азбука» с учащимися 7 класса

Тема занятия: «Королевство кривых зеркал – шахматный мир»

Цель: Научить детей осуществлять шахматную рокировку; формировать умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации; закрепить шахматных терминов.

Задачи:

1. Предметная: расширять кругозор;, пополнять знания о шахматах; обогащать словарный запас учащихся; работать над развитием речи.

  1. Метапредметная: активизировать мыслительную деятельность; тренировать логическое мышление, память, внимание.
  2. Коммуникативная: вырабатывать у ребенка выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение учащимися шахматных комбинаций, предлагаемых педагогом на занятие.
  2. Рост мотивации участников открытого мероприятия и формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Оборудование и инвентарь: Шахматные столы, карточки, мешочек для игр, шахматные фигуры,

Дата проведения: 22 октября 2018 г.

Возраст учащихся 13-14 лет.

Теоретическая часть

1.1 Организационный момент. Введение в тему занятия.5 мин.

1.Шахматная разминка

— Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат. Шахматы – это игра многих поколений. Это не удивительно, ведь они довольно интеллектуальны и позволяют воспитать стойкость характера, научиться логически мыслить.

— Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур.

Что такое шахматы? (высказывания детей).

Составьте из слов цитату, выражение о шахматах.

Слова- шахматы, гимнастика, это, мозга, для.

(» Шахматы- это гимнастика для ума.»).

-Как вы понимаете это выражение (развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать).

Таким образом, в результате игры решаются правильные комбинации.

Задание 1. Игра «Я знаю»

Вспомнить название фигур и правильно расставить их на поле шахматной дистанционной доски.

Физминутка

Руки вверх по вертикали

Вверх по диагонали

В стороны по горизонтали

Вниз по диагонали

Вниз по вертикали

-Как вы думаете, что мы сейчас изображали? (Движение фигур по шахматному полю).

Задание 2. Игра «Волшебный мешочек»

— В качестве разминки предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Цель игры: проверить, знаете ли вы фигуры на ощупь. Те фигуры, которые вы отгадаете, будем ставить в одну сторону, а не отгаданные – в другую. (Повторяются названия и свойства всех не отгаданных фигур)

— Молодцы!

  1. Основная часть. 20 мин.

2.1 Актуализация знаний. Погружение в тему.

-Для определения темы и задач урока, вам надо отгадать ребус.

 

Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

-Правильно, это термин РОКИРОВКА.

-Кто знает, что обозначает этот термин?

-Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка»).

-Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве.

— Итак, в одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы.
— Проспал! Все свое королевство проспал! — в отчаянии прошептал Король.
Даже если вы совсем недавно научились играть в шахматы, все равно вы легко поймете чувства бедного Короля. До мата остался один шаг. Под самыми окнами дворца уже ходит вооруженная до зубов вражеская Ладья, а в отдалении, готовые к штурму, ждут последнего сигнала Черный Ферзь и вторая Ладья. А в самом центре, нагло ухмыляясь и мысленно уже победивший, стоит Черный Король. Уж он-то не проспал свою удачу!

-Можно ли помочь Белому Королю? Как? (Позвать на помощь другую фигуру, отступить).

-А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.

— Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

-Какие цели стоят перед нами?

Решение практических задач.

— Посмотрите внимательно на шахматную доску. Белому Королю угрожает опасность. В какую сторону ему лучше рокироваться?

— А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если в начале игры Вашему королю угрожает опасность, вы можете применить шахматную рокировку. (Педагог осуществляет наблюдение за игрой, оказывает консультативную помощь).

Будьте внимательны играя на шахматном поле, каждые ходы продумывайте, прежде, чем взять фигуру и сделать ход.

  1. Заключительная часть. 5 мин.

3.1 Проверь себя (работа в группах).

Вопросы для проверки

  1. Что такое рокировка? (Это ход двумя фигурами одновременно)
  2. Какие виды рокировки существуют? (Длинная и короткая)
  3. Что означает короткая рокировка? (Это рокировка, при которой король передвигается в сторону ладьи, расположенной на более близком расстоянии от него)
  4. Что означает длинная рокировка? (Это рокировка, при которой король передвигается в сторону ладьи, расположенной на более далеком расстоянии от него)
  5. Можно ли сделать рокировку, если между королем и ладьей находится слон или конь? (Нет, нельзя)
  6. Можно ли сделать рокировку, если между королем и ладьей имеются поля, контролируемые фигурами противника? (Нет, нельзя)

Итог урока. Рефлексия.   Продолжите фразы:

— Я узнал…

— Я научился…

— Удалось ли нам достичь поставленные цели?

— Что помогло вам в достижение успеха

 

от учителя физической культуры МОУ «Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа»

Серпуховский район, 2018 г.

Жихаревой А.С.

Выдан сертификат АВ15 1820


Комментирование запрещено.


опен стат