«Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».

В. А. Сухомлинский.

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Уже с младшего дошкольного возраста я начинаю работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинаю с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко использую потешки например:

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Стихи, например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждаю следить за своей опрятностью, русская народная сказка  «Репка» — трудовой коллективизм.

При организации наблюдений за трудом взрослых каждый раз продумываю приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).

Расширяется кругозор детей путем ознакомление по темам: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей». Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. В своей работе с детьми мы читаем следующие художественные произведения: И. Туричина «Человек заболел»; Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе»; Б. Житкова «На льдине», «Обвал» и др.

Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

В воспитании дошкольников успешно применяю фольклорную прозу. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!

Например, ребятам очень нравятся такие пословицы:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Воля и труд дивные всходы дают», «Труд человека кормит, а лень портит» и др.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Методическая литература:

Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду»

Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»

Куцакова Л. В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»

Подготовил: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 436»

Борисова Марина Борисовна

выдан сертификат о размещении серия АА19 номер 1860.


Комментирование запрещено.


опен стат