Музыкально-информационный проект «Сказка в музыке».

Вид проекта: музыкально-информационный, краткосрочный.

Срок реализации: ноябрь 2017 г.

Возраст детей: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Подготовила проект: Юрикова О. Н., музыкальный руководитель

Пояснительная  записка

  1. Постановка проблемы:

Мы живем в современном мире, где большую часть свободного времени дети проводят за компьютером и телевизором. Они  живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Основным репертуаром для слушания  в семье стали модные шлягеры, а также электронная музыка, сопровождающая компьютерные игры.

Всё это вызывает сильнейшее отрицательное воздействие на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.

Классическая музыка в  семьях практически не звучит. Из-за отсутствия в нашем городе музыкальной филармонии, посещение концертов, театральных постановок, где звучала бы  классическая музыка, не возможно.

Таким образом, с некоторых пор, в нашем обществе связь с настоящим искусством утрачена.

 

Исходя из этого, можно сформулировать проблему: отсутствие cоответствующей  музыкальной среды и интереса к слушанию музыкальных шедевров.

Особая роль в решении данной проблемы принадлежит детскому саду, где целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности детей, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей, накоплением у детей представлений о различных видах и жанрах музыкального искусства, о произведениях, написанных композиторами-классиками.

Конечно, невозможно рассчитывать на то, что ребенок запомнит всё содержание бесед о музыке,  но если и не запомнит,  в его душе останется след, а впечатления, полученные в раннем возрасте,  помогут  в  формировании  личности.

 

  1. Актуальность проекта:

В наш век современных технологий и интернета дошкольники подчас перегружены не той информацией, которую хотелось бы донести до ребенка. Хотелось научить понимать красоту классических произведений, воспитывать любовь к истинным ценностям искусства. Ведь классическая музыка, произведения литературных классиков, сказки народов мира, картины великих художников, классические виды сценического искусства – это вечные ценности, наше наследие. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Поэтому формирование основ музыкальной культуры – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

 

Чтобы приобщить детей к настоящему искусству, вызвать интерес к нему, мною был разработан данный проект. Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка.

Музыка в сказке наиболее доступна для восприятия детей дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонацией много общего. А соединение слова, музыки и танца многократно усиливают воздействие на маленького слушателя.

Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и музыка к балету «Щелкунчик»,  созданная  П.И. Чайковским, заслужено считаются литературной  и музыкальной классикой. Эта сказка — о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил, и о победе прекрасных чувств. Игры, радость, мимолетные огорчения, быстрая смена душевных состояний ребенка, словом все, чем характерна жизнь детей, отражено в его нежной, легкой музыке. Вполне объясним успех балета «Щелкунчик». Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя, и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело, бросаясь в бой — только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.

Персонажи знакомы каждому ребенку. Эта бессмертная история, рассказанная  нам Эрнестом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичом Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить.

Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!

 

  1. Цель проекта:

Cодействовать  проявлению у детей эмоционального отклика, продолжать формировать понимание об изобразительных возможностях музыки  и  умение высказывать свои впечатления об прослушанном.

 

  1. Задачи:
  2. Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского, прививать любовь к его творчеству.
  3. Формировать у детей интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
  4. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
  5. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, танцевальные движения)
  6. Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.
  7. Пробуждать у детей желание самостоятельного прослушивания музыки.
  8. Развивать творческие способности дошкольника.

 

  1. Методы и формы работы:
  • Словесные — рассказ, беседа, разъяснение, отгадывание загадок, чтение сказки.
  • Наглядные — рассматривание иллюстраций, костюмов, просмотр видео фрагментов балета, демонстрация слайдов.
  • Практические — этюды; упражнения, творческие задания для детей.
  • Проблемно-поисковый метод — решение проблемных ситуаций
  • Сбор информации
  • НОД
  • Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  • Самостоятельная деятельность детей.

 

  1. Ожидаемые результаты:
  2. Дети имеют представление о творчестве русского композитора Петра Ильича Чайковского, о балете «Щелкунчик», как виде искусства, повысят уровень общей музыкальной культуры.
  3. У детей проявляется интерес к слушанию классической музыки, умение грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
  4. Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки станут более содержательными, их активный словарь пополнится новыми словами.
  5. Дети проявляют творческие способности в отражении настроения музыки через импровизационно — танцевальную деятельность, в игре на детских музыкальных инструментах.
  6. У детей сформирован интерес к классической музыке, выработан навык осознанного, вдумчивого прослушивания музыкальных фрагментов балета
  7. Дети получат знания об истории балета, о его организации, об артистах балета, костюмах, «испытают» себя в качестве музыкантов, артистов балета.
  8. Дети преодолеют трудности, получат радость от творчества в процессе приобщения к миру музыки.
  1. Паутинка проекта:

 

Познание 

Расширение кругозора детей в области классической музыки; музыкальное сопровождение в различных видах деятельности, знакомство с композиторами – классиками, музыкальными инструментами и классическими музыкальными произведениями

 Физическая культура

Развитие физических качеств  для музыкально-ритмической деятельности, использования музыкальных классических произведений в качестве музыкального сопровождения двигательной активности

Чтение художественной литературы

Использование музыкальных классических произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

Социализация

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, музыкальное сопровождение в ходе НОД и режимных моментах.

Тема 

«Сказка в музыке»

 

Музыкальная гостиная «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»  

Художественное    творчество

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование классических художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепление результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества.

 

    Коммуникация 

Развитие свободного общения с детьми и взрослыми  в области музыки; развитие всех компонентов устной речи; музыкальное сопровождение в различных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

План — график мероприятий

I этап — предварительный:

  1. Разработка проекта.
  2. Определение целей и задач проекта, этапов его организации.
  3. Подбор материалов о жизни и творчестве композитора П. И. Чайковского.
  4. Подбор художественной и научно-методической литературы, музыкального материала, иллюстраций, ТСО, фото-, аудио- и видеоматериалов.
  5. 5. Мониторинг знаний детей.
  6. Анкетирование родителей.
  7. Консультации для родителей.

II этап — основной:

 

 

дата

 

Работа с детьми

 

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды
I неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II неделя

 

 

 

 

 

III неделя

 

 

 

 

IV неделя

1. Чтение сказки Э. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

2. Познакомить детей с балетом «Щелкунчик» -знакомство с сюжетом и прослушивание музыки балет, определение характера отдельных музыкальных фрагментов; средств музыкальной выразительности, используемых композитором в музыке; определение инструментов, исполняющих главные темы в балете.

3. Беседы о композиторе, прослушанной музыке -развивать интерес к классической музыке

4. Формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле, об артистах, костюмах

5. Расширение  словаря: балет, балерина, Щелкунчик.

6. «Что мы знаем о балете»-                                         рассматривание иллюстраций

7. Просмотр  мультфильма   «Щелкунчик»

8. Просмотр фото- и видеосюжетов из отдельных фрагментов балета

9. Импровизация движений под музыку (самостоятельная творческая деятельность детей)

10. Создание коллажа детских работ

 1.Консультация для родителей                                                                                                              «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»

2. Привлечение родителей  к изготовлению игрушки  « Щелкунчик »

3. Анкетирование родителей  «Музыка в жизни моей семьи и  моего ребенка».

 1. Презентация по теме «Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»

2. Тематические  иллюстрации для наглядного показа с целью поддерживания интереса к музыке балета «Щелкунчик», формирования понятия о содержании музыкального произведения.

3. СД-диск с записью мультфильма «Щелкунчик»                                                                     4. Пополнение копилки иллюстраций с изображением симфонического оркестра и муз. инструментов (виолончель, скрипка, арфа, гобой, фагот, тромбон, челеста)

5. СД-диск с записью музыки  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»

6. Декорирование музыкального зала детскими творческими работами и работами родителей (рисунками, поделками)

 

 

III этап – заключительный:

Музыкальная гостиная «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»  (открытое мероприятие  для воспитателей групп МДОУ)

  1. II. Оценка результатов и отчетность

Диагностика детей на начало и конец работы по проекту:

Ф.И. ребенка Узнаёт мелодии произведений                      П. И. Чайковского из балета   «Щелкунчик» Определяет общее настроение, характер    музыкального произведения Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером  музыки,          музыкальными образами
начало конец начало конец начало конец
1. Денис не сф Сф всф Сф  не сф Сф
2. Иван не сф Сф всф Сф не сф Сф
3. Алина не сф Сф всф Сф всф Сф
4. Леонид не сф Сф всф Сф всф Сф
5. Варя не сф Сф всф Сф всф Сф
6. Настя не сф Сф всф Сф всф Сф
7. Иван не сф Сф всф Сф не сф Сф
8. Матвей не сф Сф всф Сф всф Сф
9. Кирилл не сф Сф всф Сф всф Сф
10. Иван Н. не сф Сф всф Сф не сф Сф
11. Арина не сф Сф всф Сф всф Сф
12. Валерия не сф Сф всф Сф не сф Сф
13. Роман не сф Сф всф Сф не сф Сф
14. Иван С. не сф Сф всф Сф не сф Сф
15. Мария не сф Сф всф Сф всф Сф
16. Вероника не сф Сф всф Сф всф Сф
17. Дмитрий не сф Сф всф Сф не сф Сф

 

 

III. Приложения.

 

Приложение №1:

Цикл НОД «Сказка в музыке  П. И. Чайковского. Балет «Щелкунчик»

 

НОД № 1: Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.

Ход НОД:

Муз. руководитель:  Сегодня мы познакомимся с  балетом  П. И. Чайковского   «Щелкунчик». Щелкунчик — это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета. Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?

Дети. Музыка радостная, нежная.

Муз. руководитель:  Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета. Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?

Дети. Весёлый, шуточный.

Муз. руководитель:  Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш — отрывистый, лёгкий, весёлый. Этот марш чем-то перекликается с другим шуточным маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» — «Маршем деревянных солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи?

Дети. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

Муз. руководитель:  В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики — смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано). Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. И.  Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты — трубы и барабаны (звучит запись).

 

НОД № 2:  Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.

Ход НОД:

 Муз. руководитель:  Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка? (Звучит марш.)

 Дети. Это марш, весёлый, шуточный.

 Муз. руководитель:  Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).

 Дети. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.

 Муз. руководитель:  Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная. Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).

 А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?

 Дети. Спокойная, ласковая.

Муз. руководитель:  Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?

 Дети. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.

 Муз. руководитель:  Мыши подходят все ближе — музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись). Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей. Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.) Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?

Дети. Радостная, взволнованная, нежная.

 

НОД № 3: Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.

Ход НОД:

Муз. руководитель:  Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца).

Дети. Это танец Мари и принца.

Муз. руководитель:  Как звучит эта музыка?

Дети. Радостно, счастливо.

Муз. руководитель:  Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты — виолончели и скрипки. Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент). А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).

Дети. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.

Муз. руководитель:  В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент — гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент — фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки — трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент). К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.) И наконец, звучит первая мелодия — торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр — мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.) Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие звуки оркестра.

 

НОД № 4: Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Ход НОД:

Муз. руководитель:  Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (играет фрагменты). Вы знаете, также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент). Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)

Дети. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

Муз. руководитель:  Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.) Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?     Дети. Праздничный и нежный.

Муз. руководитель:  Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.) В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?

Дети. Очень торжественный, праздничный.

Муз. руководитель:  Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (звучит запись — фрагмент средней части.) Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.

 

НОД № 5: Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

Ход НОД:

Муз. руководитель:  Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?

Дети. Волшебная, нежная.

Муз. руководитель:  Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») — музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. (Звучит запись.) Затем — арабский танец («Кофе») — медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. (Звучит запись.)   Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») — шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.)

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец — трепак (звучит запись). Танец пастушков — один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью. Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)

 

НОД № 6: Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик».

Ход НОД:

 Муз. руководитель:  Сегодня мы послушаем различные фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Вы будете называть, какую музыку из этого балета вам хотелось бы услышать. (Дети называют фрагменты, педагог  включает запись.)

 Муз. руководитель:  А сейчас я предлагаю посмотреть балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». Сегодня мы посмотрим часть балета, продолжим в следующий раз.

Итак, сказка начинается! (просмотр видеозаписи балета на экране мультимедийной установки).

 

 

 

Приложение № 2:

Консультация для родителей

«Роль классической музыки в становлении личности ребёнка»

Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным,  позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки?   Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и, в то же время, так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти и в памяти вашего ребенка.

И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка.

Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?

С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.

Программа воздействия музыки на человека  (по результатам исследований педагогов – психологов):

Музыкальные произведения Воздействие на человека
Бах. «Кантата №22»

Бетховен.    «Лунная соната»

Свиридов.    «Романс»

Уменьшаются раздражительность и

разочарование, повышается чувство

принадлежности к природе, частью которой мы

являемся.

Шопен.      Вальсы

Штраус.     Вальсы

Рубинштейн  «Мелодия»

Уменьшается чувство тревоги, повышается

уверенность в благополучном конце

происходящего.

Моцарт. « Маленькая ночная серенада»

Вивальди. «Времена года.Весна.»

Брамс.      Венгерские танцы

Поднимается общий жизненный тонус:

улучшается самочувствие, повышается

активность, улучшается настроение.

Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и, по-своему, уникально. Могу привести еще один пример: знакомясь с музыкой к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик» из двух видеоверсий (мультфильм и видеозапись балета) ребята с удовольствием выбрали балет! Не так давно еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы.

Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка.    Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальномуразвитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.

Сам процесс слушания музыки требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности.

Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной эстрадной   обработке.

Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш  родительский авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях, то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно. Попробуйте очередное выступление какого-нибудь артиста  подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных приоритетах!

Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, и вашему ребёнку лучшим другом!

Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: всё приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

 

 

Приложение № 3:

 

Анкета для родителей

 

Уважаемые родители! Предлагаю Вам заполнить анкету «Музыка в жизни моей семьи и  моего ребенка».

  1. Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________
  2. Любят ли члены семьи петь или слушать музыку?__________________________
  3. Какая это музыка: классическая, народная, современная?________________________________________________________________
  4. Играет ли кто-либо из взрослых на музыкальных инструментах, каких?______________________________________________________________________
  5. Перечислите — есть ли дома: фортепьяно, баян, муз.центр, магнитофон?_________________________________________________________________

Другие инструменты (какие)?_____________________________________________

Детские музыкальные инструменты (какие)?_________________________________

  1. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к музыке, в чём он проявляется:

*  ребёнок внимательно слушает музыку, песню;

*  стремится подпевать, выстукивать ритм;

*  тянется к игре на муз. Инструментах;

*  любит танцевать под музыку;

*  пробует сочинять свои мелодии, песни, танцевальные движения.

  1. Какое значение Вы придаёте музыке в развитии своего ребёнка?

*  считаю, что музыкальное развитие — это часть его духовно-нравственного воспитания.

*  считаю, что музыка помогает моему ребёнку в преодолении невротических расстройств, речевого недоразвития,

*  способствует созданию эмоционального контакта ребёнка со взрослыми.

*  особого значения не придаю, т.к. считаю, что музыка не влияет на развитие моего ребёнка.

  1. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника:

*  выступить со своим ребёнком;

*  сыграть роль;

*  сыграть на музыкальном инструменте;

*  сшить костюм;

*  принять участие в играх, аттракционах.

*  другое (что именно)__________________________________ __________________

  1. Как часто Вы со своим ребёнком посещаете детские концерты, спектакли, театр: *Часто.

* Время от времени.

* Не посещаем

  1. 10. Как Ваш ребёнок относится к музыкальным занятиям в детском саду:

* Делится с Вами впечатлениями, знаниями, полученными на музыкальных занятиях.

* Дома исполняет песни, выученные на музыкальных занятиях.

* Равнодушен к музыкальному искусству.

 

Спасибо за искренние ответы!

 

 

Приложение № 4:

Объявление-приглашение для родителей об участии

в изготовлении игрушки-Щелкунчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ !!!

Мы, вместе с Вашими детьми, работаем над проектом   «Сказка в музыке» П. И. Чайковского. Балет «Щелкунчик»                                                                                    Для организации выставки  просим Вас принять участие  в изготовлении  игрушки   «Щелкунчик»                            

Ждём Ваши работы  до 16  ноября. 

 ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!  ВАШИ ДЕТИ  И  ПЕДАГОГИ  ГРУППЫ

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5:

Конспект открытого мероприятия  для воспитателей групп МДОУ:

Музыкальная гостиная

«Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»

 

Цель: обогащать музыкально-слуховые представления детей при знакомстве с музыкой к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Задачи:

— пополнять знания детей о П.И.Чайковском и о балете «Щелкунчик»;

— развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

— побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений;

— развивать музыкальные и творческие способности детей.

 

Автор: Юрикова Ольга Николаевна

Выдано свидетельство о публикации АА11864


Комментирование запрещено.


опен стат