Картотека дидактических игр по формированию представлений о деньгах как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Поезд монет и купюр»

Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Материал:Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности;

Ход игры:

— К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты)

— Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

— Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета?

Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

— Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).

Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?

— Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют купюры по вагонам).

 

Игра «Если…, то…»

Цель: ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты; уточнить у детей представления о разных видах магазинов.

Ход игры:

— Ребята, я вам буду говорить предложение, а вы должны будете продолжить это предложение, например, «Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?».

  • Если пойти в обувной магазин, что там можно купить?
  • Если пойти в магазин одежды, что мы там купим?
  • Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим?
  • Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить?
  • Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить?

 

Игра «Что где продается?»

Цель: учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов.

Материал: картинки с изображением товаров разного вида.

Ход игры:

— Посмотрите, ребята, здесь у нас много товаров, которые можно купить в магазине. В каком магазине вы можете купить эти товары?

 Рассматриваем с детьми картинки с изображением товаров (хлеб, батон, колбаса, юбка, шампунь, стиральный порошок, зубная паста, кофта, и другие). Вместе с детьми определяем, в каком магазине продается представленный товар.

 

Игра «Сколько стоит?»

Цель: выяснить представления детей о реальных ценах продуктов, потребляемых ежедневно.

Материал: морфологическая таблица с наименованиями товаров, ручки.

Ход игры:

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько стоит?». Я вам буду называть товар, а ваша задача – определить его цену, сколько он стоит в магазине.

Товар Количество Предполагаемая цена Реальная цена
Хлеб 1 шт.   10 рублей
Молоко 1 пакет   14 рублей
Сок 1 пачка   11 рублей
Сахар 1 кг.   19 рублей
Яблоки 1 кг.   28 рублей
Соль 1 пачка   5 рублей
Жвачка 1 шт.   2 рубля
Батон 1 шт.   8 рублей
шоколад 1 шт.   22 рубля

Колонку с предполагаемой ценой заполняет воспитатель после ответов детей.

 

Игра «Дорого – дешево».

Цель: учить детей соотносить цену и качество товара.

Материал: морфологическая таблица с наименованиями  разных видов магазинов и товаров, продаваемых в них. Красные таблички, обозначающие дорогой товар, синие таблички, обозначающие дешевый товар.

Ход игры:

— Посмотрите, ребята, у нас здесь лежат различные товары. И у меня есть такие интересные таблички – синяя и красная – синяя табличка обозначает дешевый товар, а красная табличка обозначает дорогой товар. Как вы думаете, какой товар самый дорогой и самый дешевый? Разложите таблички.

— Разложите таблички красную возле дорогого товара, а синюю возле дешевого товара. Почему вы так решили?

 

Игра «Магазин»

Цель: учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров, проговаривать вслух фразу «СТОИТ», «ПЛАЧУ», «СДАЧА».

Материал: мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, ценники; деньги на покупку товаров на каждого ребенка, каталоги товаров, ценники.

Ход игры:

— Ребята, давайте поиграем в магазин.

— Что нам для этого нужно?

— Правильно товар, повесить на товар ценники, разложить его по полкам.

Определяем с детьми цены товаров, пишем ценники, раскладываем товар по полкам. Выбираем продавца или эту роль в начале игры может сыграть сам воспитатель. Требуем от детей следующей последовательности вопросов и ответов:

— Что, Маша, хочешь купить?

— Я хочу купить молоко. Оно стоит 12 рублей. Я даю 15 рублей.

— Вот вам сдача 3 рубля.

Опрашиваем несколько детей. Затем можно поменять продавца.

 

Игра «Аукцион»

Цель: учить детей устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей.

Материал: мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, деньги.

Ход игры:

Всем детям раздаются деньги для приобретения товара.

— Посмотрите, ребята у меня в руках красивый плюшевый Мишка. Кто хочет его купить?

— Мишка стоит – 5 рублей.

— Кто купит Мишку?

-Много желающих купить Мишку, тогда я добавляю цену. Мишка стоит – 6 рублей. У кого есть такая сумма денег?

Далее продаем детям еще несколько игрушек. Можно использовать слово «Стоимость» (Какова стоимость Мишки?), чтобы ввести его в активный словарь ребенка.

 

Подвижная игра «Найди пару»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег.

Материал: монеты и купюры разного достоинства (по одному набору монет и купюр на каждого ребенка).

Ход игры:

Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.

 

Игра «Доход и расход семьи»

Цель: учить детей определять направления и источники доходов и расходов; устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Материал: общая схема доходов и расходов, потребляемых семье; индивидуальная схема доходов семьи, сюжетные иллюстрации с изображениями членов семьи. Иллюстрации с условным изображением расходов семьи (продукты, одежда, дом и т.д.)

Предварительная работа:

Совместная деятельность родителей и детей с целью выяснения направлений расходов каждой семьи.

 

Игра «Составление схемы расходов».

Цель: учить детей определять направления и источники расходов; устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Материал: общая схема расходов, потребляемых семье; сюжетные иллюстрации с изображениями членов семьи. Иллюстрации с условным изображением расходов семьи (продукты, одежда, дом и т.д.)

Ход игры:

— Посмотрите, ребята, у нас есть такая схема (демонстрирую схему). Давайте мы ее заполним вместе. В каждый сектор мы будем вклеивать иллюстрации с расходами, которые есть у семьи.

— Давайте посмотрим эти картинки. Что на них изображено?

— Куда тратятся деньги?

Составляем схему расходов, комментируя каждую иллюстрацию.

 

Игра «Что делает?»

Цель: Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях.

Ход игры:

— Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает.

Повар – варит кашу;

Токарь – изготавливает детали;

Врач – лечит людей;

Учитель – учит детей;

Водитель – водит машину;

Продавец – продает продукты и товары;

— Какие профессии вы еще знаете? Что люди этих профессий делают?

 

Игра «Установи соответствие».

Цель: закрепить у детей представления о профессиях.

Материал: схема с изображением различных предметов и названиями профессий; таблицы с изображением профессий и предметов, характерных данной профессии.

Ход игры:

 

Профессии Предметы
Врач Машина
Учитель Хлеб
Водитель Таблетки
Продавец Билеты
Пекарь Указка
Доярка Милицейский жезл
Пожарный Молоко
Милиционер Каска
Кондуктор Кассовый аппарат

Дети проводят стрелочки от профессии к предметам, характерным данной профессии. Затем проверяем все вместе.

 

Игра «Кто, где работает?»

Цель: учить устанавливать связь места работы и профессии человека.

Ход игры: 

— В милиции работает…

— В магазине работает…

— На пекарне работает…

— В такси работают …

— В пожарной части работают…

— В школе работают…

— В больнице работают…

Следует обратить внимание детей на то, что можно назвать не одну профессию, а несколько: В больнице работают врачи, медицинские сестры, уборщицы, гардеробщицы и т.д.

 

Игра «Магазин».

Цель:

— закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов;

— познакомить с правилами поведения в магазине;

— практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации;

— воспитывать культуру поведения в общественных местах;

Материал: Товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров.

Ход игры:

Вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать 3 детей для работы в самом магазине. Первый ребенок – кассир, сидит на кассе и отбивает чеки. Двое детей выполняют роли продавцов: предлагают детям – покупателям товары, представленные в магазине. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине.

Правила поведения.

— Придя в магазин, как вы должны себя вести?

— Какие правила поведения существуют в общественных местах?

  • По залу магазина нужно ходить тихо и спокойно. Можно разговаривать вполголоса, советоваться друг с другом. Почему?
  • В магазине нужно внимательно рассмотреть товары на полках, выбрать понравившийся товар, выяснить его цену, проверить, сколько денег у вас в кошельке, а потом принять решение о покупке. Почему?
  • При необходимости нужно обратиться за советом, узнать, как можно пользоваться выбранной вещью. Предпочтение нужно отдавать качественному товару. Почему?
  • Не нужно забывать в разговоре с продавцом и кассиром о таких словах, как «спасибо», «пожалуйста» и др.
  • В разговоре с продавцом будьте терпеливы, не перебивайте, выслушивайте до конца.
  • Приняв твердое решение о том, какой товар вы купите и, запомнив его цену, отправляйтесь в кассу, оплатите покупку, получите чек.
  • С чеком подойдите к продавцу, объясните, какую игрушку вы покупаете.
  • Проверьте еще раз качество приобретенной вещи: нет ли у нее поломок, не испорчен ли внешний вид. Почему?
  • Вспомните, какими словами нужно поблагодарить продавца.

Вопросы помогут детям раскрыть сущность некоторых правил, осознать их важность и необходимость. Воспитатель поясняет детям некоторые правила сам, а некоторые можно попросить пояснить детей.

 

Систематизировала: воспитатель 1 к.к. Криворучко А.В.


Комментирование запрещено.


опен стат