Жизнь и деятельность первого русского печатника Ивана Фёдорова

(2 слайд) В Москве у Китайской стены, неподалеку от места. Где в XVI в. находился Печатный двор, 27 сентября 1909 г. был открыт памятник первому русскому печатнику.

Иван Фёдоров – один из тех «титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», которых, по словам Фридриха Энгельса, породила эпоха Возрождения.

(3 слайд) Русская печатная книга – законная наследница многолетней практики древнерусского книгописания. Конфигурация книги, приемы художественного оформления складывались в течение многих десятилетий в рукописных мастерских. Наиболее известная мастерская XV – XVIвв. находилась в Троице-Сергиевом монастыре.

Рукописные книги украшали превосходными миниатюрами, декоративным орнаментом. Одна из таких книг – «Евангелие» Исаака Бирева – оформлена мастерами школы Феодосия Изографа – художника начала XVI в., который впервые на Руси предпринял опыты гравюры на металле.

(4 слайд) Первая русская печатная книга – «Узкошрифтное Четвероевангелие» — напечатана в типографии, которая была создана по инициативе участников правительственного кружка «Избранная рада», которому в первые годы правления Ивана Грозного принадлежала вся полнота власти. Во главе кружка стояли умный политик А. Ф. Адашев и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр.

Активная деятельность первой московской типографии приходится примерно на 1554 – 1560 гг. Считается, что именно в эти годы были выпущены пять первых недатированных изданий. В конце 50–х годов деятели «Избранной рады» попали в опалу. Иван IV решил взять печатное дело в свои руки.

(5 слайд) В XVI в. выдвигаются много талантливых русских мастеров: искусный строитель Фёдор Конь, зодчие Барма Яковлев и Постник, сотворившие архитектурное чудо – Покровский собор на Красной площади. В эти годы на Пушечном дворе работали замечательные литейные мастера и среди них – современник Ивана Федорова Андрей Чохов, отливший знаменитую царь–пушку.

COOPER Crouse-Hinds / CEAG Взрывозащищенные светильники

Мастера Пушечного и Печатного дворов хорошо знали друг друга, а иногда переходили с одного двора на другой. Опыт талантливых русских литейщиков был использован при создании первых московских типографских шрифтов. Богатые традиции имелись на Руси и в области печатной техники. В 60–х гг. XVI в. были освоены почти все приемы полиграфического способа воспроизведения книги.

Первенец государственной типографии «Апостол» 1564 г. Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, открывший новый этап в истории отечественной культуры, сегодня известен в 60 экземплярах. Второй книгой был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 г.

(6 слайд) Первую типографию в Вильнюсе основал около 1522 г. великий белорусский просветитель Франциск Скорина. Но затем книгопечатание славянских книг кирилловского шрифта здесь надолго прекратилось.

8 июля 1568 г. Иван Фёдоров организовал в Заблудове типографию, деятельность которой имела огромное значение для просвещения белорусов и украинцев.

17 марта 1569 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали «Учительное Евангелие», на страницах которого поместили «Слово» Кирилла Туровского – первый опубликованный памятник древнерусской литературы.

Второе из известных заблудовских изданий – «Псалтырь с Часословцем» (1570 г.) Напечатана книга уже одним Иваном Фёдоровым.

(7 слайд) Приехав во Львов в конце 1572 г., Иван Фёдоров поселился в доме, носившем название «Кулганкивская каменица», который стоял на нынешней Краковской улице между площадью Рынок и нынешней Армянской улицей. Здесь московский первопечатник основал первую на украинской земле типографию.

(8 слайд) К образу Ивана Фёдорова неоднократно обращались живописцы и графики. Во Львовском государственном историческом музее хранится портрет, принадлежавший ранее Ставропигийскому институту. Портрет написан маслом по меди. Это заставило многих авторов, а также сотрудников львовского музея отнести его к XVI – XVII вв. Но изучение деталей, неверное воспроизведение станка указывают на более позднее происхождение портрета. Обнаружена и подпись с датой: «И. С. Томашеич. 1904 г.»

(9 слайд) «Апостол», напечатанный в 1574 г. во львовской типографии, был во многом повторением московского издания. Изменено художественное убранство книги. Среди гравюр, помещенных в ней, внимание привлекает Апостол Лука. Некоторые исследователи считают, что оригинал для этой гравюры создан львовским художником Лаврентием Пилиповичем.

В конце книги – послесловие, представляющее, по сути дела, биографическую повесть, в которой рассказывается об основании первой государственной типографии в Москве, о причинах прекращения ее деятельности, об уходе первопечатников в Литву и их жизни в Заблудове, наконец, об основании львовской типографии. Послесловие подтверждает, что Иван Фёдоров был писателем, хорошо знакомым с публицистикой своего времени.

(10 слайд) На обороте последнего листа львовского «Апостола» помещена геральдическая композиция, выполненная в технике гравюры на дереве. Растительный орнамент обрамляет два гербовых щита, на одном из которых (слева) мы видим герб города Львова, а на другом (справа) типографскую марку Ивана Федорова. Знак этот, появившийся здесь впервые, впоследствии встречается почти во всех изданиях первопечатника. Внизу – подпись «Иоанн Федорович друкарь Москвитин».

(11 слайд) Первенцем острожской типографии была «Азбука» 1578 г. Это было дополнительное издание, содержавшее параллельные греко–славянские тексты и рассказ о создании славянского письма великими просветителями Кириллом и Мефодием. В Остроге Иван Федоров напечатал первую полную славянскую «Библию». Книга эта вышла тиражом, значительно превосходившим тираж остальных изданий Ивана Федорова. Готовя к печати эти издания, Иван Фёдоров пользовался книгами острожской библиотеки, очень крупной для того времени, в создании которой активно участвовал еще князь Константин Иванович Острожский.

(12 слайд) В декабре 1977 г. в здании бывшего Онуфриевского монастыря во Львове был торжественно открыт первый в стране музей Ивана Фёдорова. На мощенном плитами дворе музея возвышается 3,5–метровая фигура первопечатника – центр скульптурной композиции Анатолия Галяна. Иван Фёдоров изображен среди учеников, тех, что продолжили его дело.

После короткого перерыва, вызванного прекращением деятельности первых типографий, книгопечатание возобновилось в Москве. Соратник Ивана Фёдорова – Пётр Тимофеев Мстиславец положил начало постоянному книгопечатанию в Литве. Продолжили свою работу и основанные Иваном Фёдоровым украинские типографии.

(13 слайд) Сегодня известно 12 изданий Ивана Фёдорова, сохранившихся не менее чем в 580 экземплярах. Самые редкие из них – «Азбука» 1574 г. и «Хронология» Андрея Рымши, известные лишь в одном экземпляре каждое. Самое распространенное – острожская «Библия» — около 300.

Великий подвиг Ивана Фёдорова оценен по заслугам. В 1964 г. советский народ торжественно отметил 400–летие со времени выхода первой точно датированной русской книги. В Москве, ильнюсе, Львове проводятся Фёдоровские чтения. Книги, напечатанные Иваном Фёдоровым, хранят и внимательно изучают в музеях, библиотеках и архивах всего мира.

Автор: В.В.Кузнецовой, выдан сертификат АВ14 №1587.

Скачать материал




опен стат
Яндекс.Метрика