Урок по познанию мира «Вода»

Автор: Сурикова И.И., выдан сертификат АВ15 №1679

Урок по познанию мира «Вода»

Тема: Вода. Состояния воды.

Цель: Формирование общего понятия о воде, ознакомление с тремя состояниями воды в природе, разъяснение важности воды

Задачи

  •       организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, попытаться удивит детей “очевидностью” ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном;
  •       сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
  •       развивать любознательность, умение анализировать обобщать полученные знания;
  •       воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ход урока

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы урока.

Кар.1

Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода.)

<кар.2>

– Кто догадался о чем мы будем говорить на уроке? (О воде.)

– Да. Сегодня мы узнаем о том, как вода умеет путешествовать.

Прочитайте пословицу.

“Капля воды дороже золота”.

– Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)

3. Вступительная беседа о значении воды.

<кар.3>

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.

Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни. (кар 4)

– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)

– Зачем же вода нужна человеку?

4. Новый материал.

– Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?

– Почему про воду говорят, что она “ вездесущая”?

– Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?

– Имеет ли вода вкус?

– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)

– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность)

– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)

– Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что это за свойство воды? (Текучесть)

– Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству?(Вода растворитель.)

– Что происходит с водой в жаркий день? (Испарение.)

– Итак, какие свойства имеет вода?

Свойства воды:

– без вкуса
– без запаха
– прозрачность
– бесцветность
– текучесть
– растворитель
– испаряемость

<карт.цветок>

– Вода о себе говорит так:

Я и стужа и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как это понять?

5. Инсценирование стихотворения.

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь и я из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
– Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана.
– Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

– Кто из вас, ребята, может сказать, в каком состоянии бывает вода?

–расскажите, когда вода бывает в таких состояниях.

Состояния воды:

  •       Жидкое
  •       Твердое
  •       Газообразное

6. Путешествие капельки.

– Мы обсудили, какие свойства имеет вода, в каком состоянии она бывает, а теперь давайте проследим путь превращения воды из одного состояния в другое. Давайте послушаем, как путешествуют капельки.

Путешествие капельки.

В маленьком родничке, что спрятался среди кустов ивы, родилась капелька. Да, да, обыкновенная прозрачная капелька воды. Откуда взялась капелька, она сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла с подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчание своего родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала… о путешествии. А для этого ей нужно было обязательно попасть в ручеек, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он принес капельку и других ее подружек в ручеек.

– Счастливого пути! – пожелал лягушонок капелькам. Ручеек бежал быстро и очень скоро влился в небольшую реку. Капельки играли, переливались на солнце, катались на речной волне. Всем было очень весело. Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары изменялась, превращалась в малюсенькое облачко и, испаряясь, поднималась к небу. Настала очередь и нашей капельки. Сначала на небе она была одна, но потом к ней присоединились другие капельки, и облачко поплыло над лесами и полями, городами и селами. И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец туча стала такой большой и тяжелой, что хлынул дождь! Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась, она очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик. Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.

– Как же называется путешествие капельки? (Круговорот воды в природе.)

7. Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

8. Закрепление полученных знаний.

– Летом все понятно: испарение, осадки, вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет?

– Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой?

– Может ли вода испарятся при низких температурах?

– Для чего хозяйки вывешивают выстиранное бельё на улицу?

– Высыхает ли бельё зимой на улице?

– Значит, вода испаряется в мороз?

– В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.

– Зимой в виде чего возвращается вода на землю?

– А снег это вода?

Вывод: Круговорот воды бесконечен.

Работа в тетради

Запишите число. Зарисуйте круговорот воды в природе

9. Итог урока.

– В каких трех состояниях находится вода в природе? (В жидком, в твердом, газообразном)

– Как происходит круговорот воды в природе?

– В виде чего бывает вода? (Пар, роса, дождь, снег, иней, лед, град, туман)

10. Рефлексия.

Оцени свою работу. (под музыку)

Если урок был интересный и вы все запомнили поднимите синий кружок

Если вы не все поняли на уроке и вам было скучно поднимите розовый кружок

12. Домашнее задание.




опен стат