«Реализация ФГОС на уроках изобразительного искусства в начальной школе» («Я хочу подарить тебе солнышко!»)

В 2011-2012 учебном году все первоклассники России перешли на новую образовательную программу стандартов. С 1 сентября 2015 года  учащиеся 5-х классов тоже перешли на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным  обществом в мире 21-го века и обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь —  модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

Цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Ухтинская МОУ «СОШ №4» Республики Коми, где я преподаю предмет «Изобразительное искусство», в 2011-2012 учебном году также перешла на новые образовательные стандарты.

На школьном методическом объединении учителей начальных классов  были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Перспективная начальная школа».

Задачи, которые  были поставлены в нашей школе на этапе введения ФГОС:

1.Изучение нормативных документов, теоретического материала ФГОС НОО.

2.Подготовка педагогических кадров.

3.Организация внеурочной деятельности.

4.Материально-техническое оснащение  образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда в нашей школе по всем предметным областям учебного плана ФГОС (см. п. 19.3. ФГОС), в том числе по изобразительному искусству, представлена учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.

За счет смены кабинетов в школе решались вопросы компьютерного обеспечения и использования информационных технологий. Организован доступ к сети Интернет. Учительская оборудована компьютерами, где учителя могут работать в ГИСе. С помощью компьютерных программных средств ребята знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.
Использование ИКТ на уроках ИЗО  — дело новое, поэтому накопление программно — методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Программа «Перспектива» (ФГОС)

«Перспектива» — это система учебников (учебно-методический комплекс) для начальной школы,  которая включает в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального образования, в том числе
— Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. –

Учебники, принадлежащие к системе учебников» УМК программы «Перспектива«, созданы на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.  Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет выбора, кроме как адаптации к информационному веку. Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Наиболее доступным, интересным, естественным всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. Мнение современных ученых: работа пальцами развивает речь, в рисунке повествовать значительно проще. В рисунке ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Предварительно изобразив события, ему легче рассказать о нем.

Первый урок изобразительного искусства  в первых классах начинаю со знакомства и со слов: «Мир, который окружает нас с вами, ребята, удивительный и прекрасный! Мир инновационных  систем и технологий. С самого маленького возраста вы уже научились пользоваться сотовыми телефонами и планшетами. Играете в компьютерные игры, пишете электронные письма, рассматриваете  и читаете электронные книги. А ведь все это еще совсем недавно, 20 с лишним лет назад, было невозможно. Раньше  это было фантастикой. Очень много открытий сделано в науке и технике в последнее время. Вот поэтому, чтобы идти в ногу со временем, все школы нашей страны перешли на новую программу обучения ФГОС, по которой вы не просто будете получать готовые знания от учителя, но и сами участвовать в поиске новых знаний, используя книги  и интернет-ресурсы. Шаг за шагом, год за годом вы будете осваивать эту программу, накапливая знания по всем учебным предметам. Но в погоне за знаниями, не забывайте о том, что самая главная ваша задача – стать ЧЕЛОВЕКОМ, научиться человечности. Если вы научитесь чувствовать чужую боль, если будете плакать вместе с теми, кому больно и плохо, то вы вырастите настоящими людьми.

    Сегодня я хочу подарить вам СОЛНЫШКО. Каждому из вас. Положить его вам на ладошки. У меня в руках светящийся шарик. Я положу  каждому  из вас  шарик  на ладошку. Пусть  свет этого Солнышка всегда сопровождает вас по жизненному пути. И что бы ни случилось в вашей жизни, удачи или неудачи, солнышко будет согревать вас. К этому свету добавится свет знаний, полученных в школе, в том числе на уроках изобразительного искусства. Все будет по силам вам. Никогда не отчаивайтесь и не сдавайтесь. Не бойтесь задавать вопросы учителю на уроке, если что-то не понимаете. Учитель всегда приветствует любознательных учеников.

Вы – новое, совсем пока еще юное, поколение, наша надежда. Помните, что страна надеется на вас, ребята. Верит, что когда вы вырастите и получите профессию, сделаете нашу Россию еще более сильной и процветающей.

А пока самое главное  для вас – это учеба. Успехов вам на каждом уроке! И творческого вдохновения!

УМК ФГОС «Перспектива» по изобразительному искусству.

 Рабочие программы ФГОС «Перспектива» по изобразительному искусству 1-4 кл. и 5-8 кл. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

— УМК ФГОС «Перспектива» по изобразительному искусству для 1 класса. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

— УМК ФГОС «Перспектива» по изобразительному искусству для 2 класса. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

— УМК ФГОС «Перспектива» по изобразительному искусству для 3 класса. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

— УМК ФГОС «Перспектива» по изобразительному искусству для 4 класса. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

Скажи мне – и я забуду, покажи мне –

и я не смогу запомнить, привлеки меня

к участию – и я пойму.

Мудрость индейцев

 

 

Для УМК «Перспектива» по изобразительному  искусству разработано новое методическое сопровождение – ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ.

С раннего возраста дети привыкли, что слово «рисовать» у них ассоциируется с белым листом бумаги. До ФГОС  учащиеся нашей школы на  уроках изобразительного искусства работали в альбомах для рисования. Теперь первоклассники очень удивляются, когда учитель предлагает им рисовать в творческих тетрадях. Скажу честно, что немало пришлось мне потрудиться, чтоб дети привыкли к этому нововведению.

До ФГОС кабинет изобразительного искусства  был оборудован 2-х сторонними мольбертами. Работа в творческих тетрадях предполагала горизонтальную плоскость, поэтому мольберты пришлось поменять на столы.

На уроках изобразительного искусства дети пользуются учебником и тетрадью. Для учебника у каждого учащегося  имеется подставка.

Темы, данные в учебниках, закрепляются практическими заданиями в творческих тетрадях. Надо отдать должное авторам, которые разработали целый комплекс заданий, направленных на изучение программного материала по живописи, рисунку и декоративно-прикладному искусству.

Некоторые преподаватели изобразительного искусства считают, что творческая тетрадь не нужна, что она не может заменить белый альбомный лист. Но позволю не согласиться с ними. Главная цель Программы  ФГОС «Перспектива» — системно-деятельностный подход, и творческая тетрадь  на первом этапе знакомства  с основами изобразительного искусства отвечает всем требованиям новых образовательных стандартов.  Работая в тетрадях, дети получают навыки  в кистевой росписи  ДПИ, наложении мазков в живописи, учатся  цветоведению, что несомненно пригодится им на уроках ИЗО.

Поначалу было непривычно, зато теперь, спустя 4 года, можно говорить о заметных положительных результатах. Если в первом классе дети с трудом ориентировались, не могли сопоставить быстро задания в творческих тетрадях и  темы в учебнике, то уже во 2- 4 классах с легкостью делали это. С 1 класса учащиеся знают, какие карандаши, кисточки и краски нужны для выполнения тех или иных упражнений, убедились на своем опыте, что нельзя работать в творческих тетрадях фломастерами, так как бумага тонкая. В последующих классах дети научатся чувствовать материал, на котором рисуют. Тетради служат учителю большим подспорьем в работе  в начальном звене. Работа в творческих тетрадях станет основным фундаментом в изучении предмета «Изобразительное искусство».

Что изменилось в моей деятельности, как учителя изобразительного искусства, работающего в новой системе ФГОС?

— По новой программе  теперь на самостоятельную работу учащихся отводится больше половины времени урока.

— При подготовке к уроку я  использую сценарный план урока, который дает мне свободу в выборе форм, способов и приемов обучения; использую учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы.

— Главная  цель уроков теперь   — это деятельность детей, которая заключается  в поиске и обработке информации; обобщении способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

— Изменились формулировки заданий для учащихся. В ходе урока теперь чаще обращаюсь к учащимся со словами: проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, продолжите, обобщите, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

—  Варьирую технологии уроков в нестандартной форме: так, например, уроки в параллельном классе, уроки  совместно с учителями – предметниками, уроки в присутствии родителей обучающихся и т.д.

— С родителями школьников  общаюсь при помощи Интернета. Информирую родителей об успеваемости  их детей.

— Вовлекаю учащихся в образовательную среду. Дети самостоятельно изготавливают учебный материал, проводят презентации, показывают видео на уроках.

— Творческую работу детей на уроках изобразительного искусства часто сопровождает соответствующая теме музыка.

— Результаты обучения: не только предметные, но и личностные, метапредметные; создание портфолио; ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Какой бы ни была профессия человека, творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка.

Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению

воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно — прикладного искусства.

Значение уроков изобразительного искусства для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.

Обучаясь на уроке изобразительного искусства, учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление

к совершенствованию своих умений.

1класс.Тема урока «Осень».

Первые работы учащихся 1 класса в творческих тетрадях. Особенность – дается готовый фон для рисунка. Остается только подобрать цвета, характерные для осени. Живописная работа выполняется точками и пятнами.

1 класс. Тема «Осенний букет», (техника-монотипия). На предыдущем уроке я дала детям задание принести осенние листья.  На уроке идет показ  слайдовой презентации, мой рассказ  о технике монотипии, самостоятельная работа учащихся. Затем оценка детьми своих работ.

Как много значит правильно подобранный фон для рисунка или живописной работы! Этому учимся на уроках  у авторов творческих тетрадей.  А еще в тетрадях дети по образцу  выполняют отдельные элементы орнаментов, что делают с огромным удовольствием. Очень хочется им  нарисовать так, как у художников.

1 класс. Тема «Веточка рябины». Работа точками и пятнами. Акварель.

Выстраиваю систему уроков таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: множество возможностей разных решений по  данной теме. Ребёнку необходимо самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащегося.

2 класс. Тема «Красный – прекрасный» (натюрморт).  В конце урока учащиеся всем классом выбирают и оценивают лучшие работы.

2 класс. Тема «Секреты красного цвета в народном искусстве»

МЫ СПРАВИЛИСЬ!!!Счастье творчества на лицах детей.

2 класс. Учимся  работать гуашью на тонких листах творческих тетрадей. При этом у детей вырабатываются такие навыки, как аккуратность и знание свойств красок и кисточек. Мы не можем сейчас, как раньше, выставлять лучшие творческие работы учащихся из-за объема тетрадей, но зато все дети в начальной школе знают, что в конце урока я обязательно буду фотографировать ребят с их самыми лучшими рисунками.

Использование новых технологий, приёмов, форм обучения в начальной школе на уроках изобразительного искусства:

активные методы обучения: рефлексия, самоконтроль, самоорганизация детей, планирование собственной деятельности, самооценка, работа детей в Интернете, детские презентации на темы, деятельностный характер работы через постановку проблемы, интерактивные кроссворды, технология веб-квестов;

— использование компакт дисков;

— проектная деятельность. Часто в конце каждой темы предусматривается такое задание;

— Здоровье — сберегающие технологии

— проблемные ситуации. Сформулированы  проблемные вопросы, выполняется рисунок.

— поисковый метод. Веб-квест от английского «web-quest” «Интернет поиск» —  Веб-квест способствует: поиску Интернет информации, которую поручает учащимся учитель, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса, поощрению учеников учиться независимо от учителя.

2 класс. Тема «День и ночь. Зимний пейзаж». Учимся работать гуашью.

2 класс. Тема «В царстве снежных узоров».

2 класс. Тема «Создание образа с помощью белого и черного цветов».

3 класс. Тема «В жостовском подносе все цветы России». ЛУЧШИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

2 класс. Тема «Секреты филимоновских узоров». Формирование художественно-графических

навыков кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

Благодаря творческим тетрадям, маленьких художников в школе становится все больше. Возрос интерес учащихся к предмету «Изобразительное искусство». Когда рисунок у ребенка получается, глаза у него светятся счастьем. Ведь от природы почти каждый ребенок рождается талантливым, надо лишь учителю этот талант заметить и развить.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию

творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

4 класс. Тема «Русская зима. Сколько радости на лицах детей, которые к окончанию начальной школы научились выполнять прекрасные живописные работы! Теперь у них не будет страха и скованности перед  работой красками на  цветных листах  бумаги небольшого формата. Самое главное, когда ребенок может сказать всем, что он научился это делать, сумел и есть уверенность, что и в среднем звене ему будут по плечу более сложные задания. Урок изобразительного искусства выстраиваю таким образом, чтоб на нем царила атмосфера творческой раскованности. Предлагаю различные варианты (идеи) для большей выразительности рисунка по той или иной теме, направляю  фантазию детей в русло необычности и непохожести, неповторимости изобразительного мотива.

Часто предлагаю это в форме игры, шутки. Дети охотно участвуют в обсуждении моих идей, сами

предлагают интересные варианты рисунков, потом самостоятельно принимают окончательное решение для себя и приступают к работе. Результаты потрясающие!

5 «а» класс — участники и победители многих конкурсов рисунков различных уровней, гордость школы.

Проектная деятельность становится незаменимой на уроках изобразительного искусства. Практикую выполнение детьми коллективных работ. На них затрачивается меньше времени, а результат очень хороший. Тут присутствует не только  дух соперничества, но и сплоченность коллектива. Что немаловажно для создания дружеской атмосферы в классе.

3 класс. Творческий проект «Дерево жизни». Ребята очень довольны своей работой!

5 класс. Создание и защита проектов по на тему «Мой город».

Большую роль творческие занятия играют в сохранении здоровья учащихся. На уроках изобразительного искусства   применяю различные формы здоровье — сберегающих методов и приемов: лепку, роспись, сказку, игру, музыку, физминутки, рисование на пленэре.

Основной акцент приходится на то, чтобы пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни. Как результат – создание ситуации успеха.

Автор –  Чупрова Любовь Семеновна — учитель

изобразительного искусства МОУ «СОШ №4»

г.Ухта, Республика Коми, 2019 год.


Комментирование запрещено.


опен стат