Организация предметно-пространственной развивающей среды по развитию речи в соответствие с ФГОС ДО

В состав предметно-развивающей среды всех групп ДОУ входит речевой уголок. Он представляет  собой специально-оборудованное пространство для самостоятельных игр  и занятий  детей поодиночке, небольшими группами, и совместной деятельности  с воспитателем. В его оборудование входит зеркало, стеллажи , стол, и игровой. дидактический и наглядный материал. С  помощью речевого материала  воспитатели создают условия для речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала необходимо придерживаться принципов:

-разнообразие материала;

-соответствие возрасту;

-доступность для детей;

-системность;

-эстетическое оформление уголка;

— ведущая игрушка (хозяйка речевого уголка);

Ведущая игрушка — это одушевленный персонаж, обычная кукла или кукла-марионетка. Она должна быть многофункциональна, т.е. двигаться (с помощью взрослого или ребенка), говорить, задавать вопросы, загадывать загадки, читать стихи, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Ее способности вызывают у детей живой интерес и побуждают к речевым действиям.

Оформление уголка должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельным действиям. Так же необходимо учить детей поддерживать порядок.  Для привлекательности уголка можно использовать названия уголка: речевичок, говорун, говорок и т.д.

Содержание уголка определяется в соответствии с программой и физиологическими особенностями речи детей.   Материал должен иметь многофункциональный характер. Игры  подобраны в порядке нарастающей сложности. Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в зависимости от изучаемой темы, но не реже, чем один раз в месяц.

В тоже время не следует перегружать уголок оборудование, так как это затрудняет выбор детей.

В основу речевого уголка входит:

— пособия для развития дыхания (легкие шарики, снежинки, перышки и т.д.)

— альбомы для развития артикуляционной моторики (альбомы с артикуляционными упражнениями и гимнастикой);

— пособия для развития мелкой моторики (трафареты,  прищепки, бусины, «сухой бассейн», пальчиковые игры);

-игры и пособия для автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, альбомы со звучащими картинками, схемы слов)

-игры и пособия по лексике и грамматике( наборы картинок по лексическим темам,  игра «Один-много», схемы предлогов) ;

-пособия для развития связной речи (серии сюжетных картин, картинок с развитием действия, чистоговорки);

-материал по грамоте (магнитная доска, наборы букв, «Слоговые кубики», схемы предложений);

-библиотека детских книг;

 

 

 

Памятка

Примерные требования к организации речевого уголка в группах раннего возраста.

  • Набор иллюстраций или альбомы по  изучаемым темам . Например: «Игрушки», «Семья», « Домашние животные и птицы»,  «Посуда», «Одежда», «Обувь» и т.д.
  • Картинки с простыми движениями и действиями (ложится спать, одевается гуляет), картинки с явлениями природы в разное время года.
  • Дидактические игры на формирования словаря ( по типу «Покажи и назови игрушки»).
  • Пособия и игры для развития дыхания, предметы для поддувания.
  • Картинки с простым сюжетом (Корова пасется на лугу., Девочка расчесывает волосы. , Машина едет по дороге. Дождик капает цветочек.).
  • Картинки с изображением цвета, размера и качества предметов. ( Красный и синий мяч. Большая и маленькая кукла. Пушистый мишка и гладкий кубик)
  • Альбомы загадок, стихов, , потешек, песенок, скороговорок, пальчиковых игр.
  • Картотека словесных игр..
  • Различные виды театра.
  • Уголок книги:3-4 наименований книг по 2-3 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы.. Книги должны быть подобраны с учетом возраста, а именно: произведения русского фольклора: потешки, частушки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и русской и зарубежной классики, рассказы сказки, стихи зарубежных авторов.

 

 

 

Памятка.

Примерные требования к организации речевого уголка в младшей группе.

  • Набор иллюстраций или альбомы по  изучаемым темам . Например: «Игрушки», «Семья», « Домашние животные и птицы»,  «Посуда», и т.д.
  • Картинки с простыми движениями и действиями.
  • Дидактические игры на формирования словаря ( по типу «Покажи и назови игрушки»), звукопроизношения (по типу  «Произнеси четко»), грамматического строя речи ( по типу  «Один-много»).
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию (по типу  «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  • Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия»
  • Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
  • Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
  • Альбомы загадок, стихов, , потешек, скороговорок.
  • Трафареты, шаблоны по теме..
  • Картотека словесных игр.
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
  • Уголок книги:5-6 наименований книг по 2-3 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы.. Книги должны быть подобраны с учетом возраста, а именно: произведения русского фольклора: потешки, частушки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и русской и зарубежной классики, рассказы сказки, стихи зарубежных авторов.

 

 

 

Памятка.

Примерные требования к организации речевого уголка в средней группе.

  • Набор иллюстраций или альбомы по  изучаемым темам . Например: «Семья», «Дикие и домашние животные»,  «Посуда», «Времена года», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Труд взрослых».
  • Пособия и игры для дыхательных упражнений., предметы для поддувания.
  • Открытки для рассматривания. (например: о родном городе и крае)
  • Портреты писателей в соответствии с программой.
  • Игры -небылицы по типу «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
  • Дидактические игры на формирования словаря ( по типу «Покажи и назови игрушки»), звукопроизношения (по типу  «Произнеси четко»), грамматического строя речи ( по типу  «Один-много»).
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию (по типу  «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  • Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.
  • Игры с картинками-загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару», «Найди отличия»
  • Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
  • Альбомы загадок, стихов, , потешек, скороговорок., пальчиковых игр
  • Трафареты, шаблоны по теме..
  • Картотека словесных и речевых игр..
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
  • Предметы быта старины или их иллюстрации.
  • Уголок книги:5-6 наименований книг , для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки: »Сказки», «Времена года», « Сказки о дружбе зверей» и т. д.

 

 

 

Памятка.

Примерные требования к организации речевого уголка в старшей группе.

  • Набор иллюстраций или альбомы по  изучаемым темам . Например: «Семья», «Дикие и домашние животные»,  «Посуда», «Времена года», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Труд взрослых», «Моя Родина», «Армия России», «Техника».
  • Пособия и игры для дыхательных упражнений, предметы для поддувания.
  • Открытки для рассматривания. (например: о родном городе и крае)
  • Портреты писателей в соответствии с программой.
  • Книги , созданные руками детей на произведения писателей.
  • Портреты художников-иллюстраторов.
  • Игры на развитие воздушной струи., речевого дыхания.
  • Дидактические игры на формирования словаря ( по типу «Покажи и назови игрушки»), звукопроизношения (по типу  «Произнеси четко»), грамматического строя речи ( по типу  «Один-много», « Мой, моя, мое».
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию (по типу  «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  • Игры-небылицы, занимательные головоломки.
  • Игры с картинками-загадками «Найди отличия»
  • Альбомы загадок, стихов, , потешек, скороговорок, физпауз, пальчиковых игр..
  • Наборы картинок: «Составь рассказ по картинкам», «Разложи по порядку и составь рассказ».
  • Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.
  • Заготовки для штриховки, , трафареты, перфокарты.
  • Дидактический материал для изображения букв(веревочки, шнуровки, мягкая проволока»
  • Наборы букв разного размера, цвета, звуковые схемы, слоговые схемы..
  • Картотека словесных и речевых игр..
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
  • Предметы быта старины или их иллюстрации.
  • Уголок книги:7-8 книг  различной тематики и жанров (может быть, книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками)  Один раз в квартал необходимо оформлять тематические  выставки:  с рисунками детей на заданную тему.

 

 

Памятка.

Примерные требования к организации речевого уголка в подготовительной к школе группе.

  • Набор иллюстраций или альбомы по  изучаемым темам . Например: «Семья», «Дикие и домашние животные»,  «Посуда», «Времена года», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Труд взрослых», «Моя Родина», «Армия России», «Техника», «Электроприборы», «Рыбы».
  • Игры и пособия для дыхательных упражнений , предметы для поддувания.
  • Открытки для рассматривания. (например: о родном городе и крае)
  • Портреты писателей с текстом об их творчестве. ,в соответствии с программой, .
  • Книги-самоделки, созданные руками детей, сочиненные и  нарисованные.
  • Портреты художников-иллюстраторов.
  • Азбука букв различной фактуры, наборы букв разного размера и вида.
  • Дидактические игры на формирования словаря ( по типу «Покажи и назови игрушки»), звукопроизношения (по типу  «Произнеси четко»), грамматического строя речи ( по типу  «Один-много», « Мой, моя, мое».
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию (по типу  «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  • Игры-небылицы «Что перепутал художник?.», занимательные головоломки., ребусы.
  • Игры с картинками-загадками «Найди отличия», лабиринты.
  • Альбомы загадок, стихов, , потешек, скороговорок., физминуток, пальчиковых игр.
  • Наборы картинок:  «Составь рассказ по картинкам», «Разложи по порядку и составь рассказ».
  • Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.
  • Заготовки для штриховки, , трафареты, перфокарты.
  • Дидактический материал для изображения букв(веревочки, шнуровки, мягкая проволока, камушки, пластилин)
  • Звуковые пеналы, слоговые схемы.
  • Картотека словесных и речевых игр..
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
  • Коллекции значков, марок, календариков и т. п.
  • Уголок книги:10-12   книг   разных жанров (может быть, книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками) по разделам : о животных, о природе, а также детские журналы «Веселые картинки», «Непоседа».  Один раз в квартал необходимо оформлять тематические  выставки:  с книжками-самоделками  детей на заданную тему.
  • Уголок «Читаем сами», с книгами с крупным и простым текстом.

 

Разработала: воспитатель 1 к.к. Нестерова О.В.


Комментирование запрещено.


опен стат