Научно-исследовательский проект «Путь к успеху педагога через раскрытие творческих способностей ребенка» («Принцип бумеранга»).

«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем  яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».

( Е.И.Рерих)

 

Введение.

Образ педагогической практики и теории в России XXI века определяет, что современная школа должна стремиться к воспитанию и обучению ребенка, как уникального индивидуального существа с особым неповторимым жизненным миром, как человека, способного к самореализации, к достижению личного жизненного успеха, удовлетворения собственных интересов, с необходимостью подготовки к жизни и деятельности в динамично меняющемся, постоянно обновляющемся мире, к развитию его творческой инновационной личности.

Вопрос о педагоге, об учителе и воспитателе является ключевым для реализации всех намеченных реформ. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать.

Творческая деятельность – важнейшее условие утверждения нравственного достоинства личности. Благодаря творчеству обогащается ее эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности и наклонности. Творческая деятельность, которая соответствует стремлению и наклонностям учащихся, способствует тому, что в их моральным облике начинают преобладать положительные качества и, что очень важно, по мысли В.Сухомлинского, «личными, нравственными усилиями устраняются отрицательные качества».

 

Творческое мышление как важнейшая характеристика творческой личности – необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века.

Немаловажную роль в процессе создания творческого мышления ребенка играет личность педагога, его творческий потенциал и уровень профессионализма.

Какими качествами должен обладать современный учитель изобразительного искусства? Он должен быть художником – уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными изобразительными техниками и материалами, инновационными технологиями проведения уроков. Учитель должен знать историю искусства, понимать язык изобразительного искусства, разбираться в законах композиции, особенностях видов и жанров, стилях, направлениях и т.д., должен владеть компьютерными технологиями, быть творческой личностью и развивать в детях их творческую индивидуальность, постоянно повышать свой творческий, профессиональный уровень, педагогическое мастерство.

В основе педагогической деятельности, в какой бы форме она ни протекала, лежит не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и ученика.

В чем состоит успех педагога, в частности учителя изобразительного искусства, когда он сам является творческой личностью? Многолетний опыт работы в школе позволил мне составить концепцию, которая и стала темой этой научно-методической работы.

 

  1. I. Творческая личность педагога.

«Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета. Ясную мысль».

А.С.Макаренко

Творческая личность – это человек, который стремится к постоянному насыщению внутреннего мира на всех уровнях структурной организации личности: социальном, межличностном, интеллектуально-теоретическом, интеллектуально-практическом и эмоционально-художественном новыми продуктами — образцами, идеями, впечатлениями и технологией — способами, средствами. Это человек, который стремится передавать накопленные знания, впечатления, придавая им элементы собственной интерпретации. Он создает продукты творчества для себя, а затем переходит к созданию продуктов для общества.

 

Опыт, знания педагога.

Умения, навыки.

До 1996 года, имея за плечами многолетний педагогический стаж, а также 10 лет работы художником-оформителем Усть-Цилемского районного Дома культуры, в том числе главным художником района, скажу честно, я не занималась серьезно живописью и рисунком. За свой труд художника-оформителя в числе других грамот была награждена Почетной Грамотой Министерства культуры РСФСР и ЦК Профсоюзов РСФСР, Почетной Грамотой  Совета Министров Коми АССР.

В 1992 году переехала в г.Ухту и начала работать в школе учителем рисования и черчения. В 1997 году пришла работать в Ухтинскую среднюю общеобразовательную школу №4 учителем изобразительного искусства и черчения, где работаю по сегодняшний день. На уроках для большей наглядности использовала рисунки студентов Сыктывкарского педагогического училища. Но, проработав так несколько лет, поняла, что дети будут с большим интересом рисовать, если я сама буду заниматься профессионально живописью, рисунком и смогу своим творчеством увлечь их.

Оформительская работа – это одно, а мастерство художника, создание картины – совсем другое. В свободное от школы время начала писать акварелью и маслом. Большим подспорьем в моей педагогической практике является опыт оформительской работы. Приобретенные навыки позволили мне свободно владеть рисованием на классной доске. Ведь иногда простой схематический рисунок дает более точное представление о предмете, чем самое подробное объяснение о нем. Рисунок, красиво и правильно исполненный, очень хорошо запоминается детям, и он – половина успеха учителя.

Приведу пример из своей жизни. Однажды, когда я сама еще училась в 6-ом классе, на уроке рисования учитель изобразил на классной доске льва. Он не срисовывал, а просто сам нарисовал. И настолько это был изумительно красивый рисунок, большой, почти во всю доску, что с тех пор у меня появилась мечта – во что бы то ни стало научиться рисовать так, как наш учитель.

Полученные навыки художника-оформителя —  свободное владение карандашом и другими графическими материалами, красками, утонченное чувство цвета, формы, знание свойств различных красок: акварели, гуаши, водоэмульсионных и масляных эмалей и нитроэмалей, свойства растворителей, умение изготовлять витражи, заниматься бумагопластикой, знание шрифтов, их написание, работа с трафаретами – все это дало мне возможность не только разнообразить и применять технику исполнения и использования различных материалов на уроках рисования, но и со вкусом, профессионально оформить всю школу, сделать ее уютной и комфортной. Преобразились кабинеты, коридоры и рекреации. Оформлен музей истории школы, коми – горница. Это титанический труд, но считаю, что именно оформление школы является частью моего успеха, как преподавателя изобразительного искусства; оформительская работа в школе позволяет детям, обучающимся здесь, смотреть на меня, как на творческого человека, другими глазами. Летом, находясь в отпуске, работала художником в городском мини-зооуголке, куда приходят дети со всего города, в том числе из нашей школы. Оформление зооуголка – это тоже плюс мне, как учителю рисования.

Творческое самообразование.

Серьезные занятия живописью, рисунком принесли свои плоды.

Летом 2008 года открылась моя первая персональная выставка «Сердцу милые мотивы» в  селе Усть-Цильма, куда вошли 52 работы: акварель, графика, масляная живопись. Свое творчество я связываю с родным для меня селом Усть-Цильма, с его людьми и природой. Осенью 2008 года эта же выставка прошла в г.Ухте (информация о выставке на сайте www. nepsite com/node 4474), затем в нашей школе.

С несколькими работами я приняла участие в городской выставке ухтинских художников «А в городе осень».

В августе 2010 года в селе Усть-Цильма прошла моя вторая персональная выставка «Моя сторонушка родная», где были представлены 28 работ, выполненных за два последних года. Сюда вошли, в основном, работы, написанные маслом (информация на сайтах: www. ust-cilma. ru/chuprova. html; www. кomiinform. ru/news/ 69408).

В 2013 году принимала участие со своими картинами в Коми Республиканских творческих выставках «Педагогический вернисаж – 2013» и «Педагогический вернисаж – 2014».

В 2019 году в г.Печора в городском объединении «Досуг» состоялась моя персональная выставка.

3 ноября 2020 года запланирована новая творческая выставка в с.Усть-Цильма в музее им. А.В.Журавского.

 

Совершенствование педагогического мастерства.

 

Творчество, выставки тоже приносят плюс моей педагогической практике. Во-первых, свои картины я могу использовать на уроках в качестве наглядности. Рассказы о том, как создаются картины, как возникают идеи, сюжеты и о том, какие краски лучше использовать, какую технику исполнения выбрать, привлекают внимание учащихся. Этот теоретический материал проверен на практике, поэтому, считаю, что он доступнее детям и легче для их восприятия. Теперь ребята могут убедиться, посмотрев на сайтах или в газете информацию о моем творчестве, что предмет «изобразительное искусство» — не пустой звук, и детям с творческими способностями на уроках рисования и занятиях изостудии действительно можно научиться рисовать, если у них есть мотивация к этому. Вот таким образом, мы обогащаем друг друга знаниями и умениями: я рисую, повышая свое профессиональное мастерство, передавая детям свою любовь к изобразительному искусству, а они, в свою очередь, своей восторженностью, фантазией, выраженными в прекрасных рисунках, дают мне мощный заряд для творчества, для преподавания предмета.

Хорошие результаты в работе педагога – это упорный, последовательный труд, наполненный исследовательской, проектной работой, и, конечно же, живое участие, заинтересованность детей.

40 лет педагогического стажа за спиной, а каждый раз, готовясь к уроку, думаю, как лучше изложить тему, в какой форме провести урок, как вызвать живой интерес ребят к изображаемому, и вместе с тем, их стремление вложить в свой рисунок определенные чувства. Не всегда удается выполнить задуманное, тогда неудачи берутся на заметку и в будущем ошибки исправляются.

Уроки в школе провожу по программам Т.Я.Шпикаловой и Л.В.Ершовой, Б.М.Неменского, А.С.Питерских и Г.Е.Гурова. Темы, предложенные этими программами, можно варьировать, достигая тем самым положительных результатов. Авторы предоставляют учителю изобразительного искусства  возможность не только научить детей основам изобразительной грамоты, но и ввести их в этот фантастический мир прекрасного, основываясь на простейших и сложных понятиях рисунка и живописи. Данные программы позволяют работать на уроках в различной технике: делать театральные маски из цветной бумаги, картона, выполнять изделия из пластилина, аппликации из ткани, яичной скорлупы, заниматься граттажом, рисовать палочками тушью, работать с трафаретами, губкой, распылять краску зубными щетками, наклеивать сахарный песок, сухой чай, крупу, придавая рисункам объем.

Ввела в практику уроков в 1-6 классах занятия цветоведением. Результаты поразительные!

Считаю, что цветоведение обязательно в обучении рисованию. Да и дети занимаются им с удовольствием. «Цвета спектра», «Хроматические и ахроматические цвета», «Звонкие и глухие цвета», «Растяжка цвета», «Вливание одного цвета в другой», «Зима, весна, лето, осень», «Настроение» (работа губкой), «Взаимно-дополнительные цвета», «Танцующие фигуры (красота оттенков на черном фоне)» — все эти темы, в зависимости от возрастной категории, присутствуют на моих уроках. Без уроков по  цветоведению очень трудно научить работать красками, особенно акварелью.

Самое главное для меня на уроках – научить основам изобразительной грамоты, умению использовать различный материал, способствовать развитию творческого мышления детей, оригинальности, фантазии, основанной на реальной жизни. Этому способствуют различные типы уроков, беседы о художниках, показ репродукций, графическая работа на классной доске, изучение изобразительно-выразительных средств.

В моем кабинете изобразительного искусства стоят двухсторонние мольберты, рассчитанные на 26 посадочных мест. Ребята приходят на урок и, глядя на мольберты, уже настраиваются на творчество. С первого класса они знают, что такое мольберт. Дети чувствуют себя здесь настоящими художниками. И как обидно бывает им, когда рисунок не идет, не получается!

Как преподаватель изобразительного искусства и черчения дважды (в 2007 и в 2008 году) принимала участие во Всероссийском «Конкурсе лучших учителей образовательных учреждений для денежных поощрений за высшее педагогическое мастерство и значительный вклад в образование». В 2008 году награждена Почетной Грамотой Министерства образования Республики Коми. В 2010 году вошла в число победителей Республиканского конкурса «Лучший учитель Республики Коми» на денежное вознаграждение.

 

  1. II. Творческая индивидуальность ребенка.

 

Природные способности.

 

Педагогический опыт показывает, что уже с дошкольного возраста можно определить художественные способности ребенка. В чем они выражаются?

—  Ребенок чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны.

—  В своих рисунках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

— Становится вдумчивым, когда видит хорошую картину, красиво и художественно выполненную вещь.

—  Оригинален в выборе сюжета рисунка.

—  Прибегает охотно к рисунку, лепке, чтобы выразить свои мысли, чувства.

—  Любит работать с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, клеем, чтобы изображать объемные предметы.

А теперь из собственного педагогического опыта.

Признаки творческой индивидуальности ребенка:

  • ребенок аккуратно, с любовью раскладывает на парте краски, кисточки, палитру;
  • внимательно слушает объяснения учителя, быстро все понимает и торопится поскорее начать работу;
  • уверенно начинает рисовать, часто его рисунок не требует исправлений или работы ластиком;
  • изображает предметы легко узнаваемыми;
  • в каждую работу по каждой предложенной учителем теме стремится добавить свое;
  • красками и кисточкой работает с особой аккуратностью или же, наоборот, смело пользуется яркими красками, набирая их в полную силу;
  • стремится всегда изобразить много предметов, давая тому объяснения;

сам определяет технику изображения, считая ее наиболее нужной для выражения сюжета;

  • охотно рисует, лепит;
  • любит использовать новый материал;
  • в рисунке нет однообразия.

О том, что у детей ярко выражены творческие способности к изобразительному искусству, должны обязательно знать их родители. Именно в семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому задача педагога – поговорить с родителями, чтобы они обратили особое внимание на творческие качества, предложить заниматься ребенку в школьной изостудии или художественной школе. Родителям очень важно знать о том, что, если художественные способности являются приоритетными для их ребенка, необходимо поддержать его стремление к творчеству. Их помощь будет выражена в следующем:

  • научить ребенка ценить в себе творческую личность;
  • поддерживать необходимую для творчества атмосферу;
  • развивать в ребенке трудолюбие, терпение, поощрять все его старания;

—    учитывая его индивидуальность, чаще хвалить.

Таким образом, у всех детей свои, присущие только им, индивидуальные особенности в рисовании, и я стараюсь находить пути особого подхода к ним. Но самое главное, к чему я стремлюсь, — помочь детям найти себя, способствовать появлению в них хотя бы маленькой искорки желания рисовать, заниматься творчеством.

В преподавании делаю упор на творческую деятельность учащихся, т.е. даю школьникам возможность всеми доступными им выразительными средствами изобразить на заданную тему то, что никто никогда не рисовал, придумать необычную форму выражения сюжета и в то же время передать свои чувства к изображаемому, но в своем варианте. Ни в коем случае не пытаюсь диктовать свои правила изображения. У каждого ребенка существуют свои творческие начала и очень важно сберечь эту творческую индивидуальность, неповторимость.

Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунках они как бы закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

В 2008-2009 учебном году из соседнего со школой детского сада мне поступило  предложение: проводить с детьми подготовительной группы занятия в кружке изобразительного искусства. Это был своего рода эксперимент в моей педагогической практике. 7 детей, которые посещали в этот период кружок, отличались большой любовью к рисованию и, по словам родителей, дома много времени проводили за этим занятием. Моя программа была построена с учетом некоторых нюансов: во-первых, было необходимо, чтобы темы кружка не дублировались в 1 классе, во-вторых, для более легкого усвоения материал подавался в игровой форме с использованием сказочных элементов. Например, на одном из занятий мы рисовали иллюстрации к коротенькой сказке, которую сами вместе сочинили. Каждый из них сам выбрал текст, который иллюстрировал. И какая была радость у детей, когда на следующее занятие я принесла оформленную книжку – результат нашей общей работы! В конце года я оформила в детской раздевалке выставку лучших работ с фотографиями детей (снимки были сделаны мною во время занятий).

В 2009-2010 учебном году эти дети пришли в 1 класс нашей школы. Мой труд в детском саду не прошел даром. Это я поняла с первых уроков. Дети, посещавшие кружок рисования, заметно выделялись среди других ребят: они успешно справлялись с предлагаемыми заданиями по рисунку, смело пользовались красками, карандашом, даже давали советы другим детям.

К сожалению, из-за проблем с финансированием и ремонтом помещений занятия кружка прекратились, но благодаря этому эксперименту я еще раз убедилась в том, что раскрыть творческое начало в ребенке можно уже с дошкольного возраста.

 

 

 

Способы раскрытия творческой индивидуальности ребенка в области изобразительного искусства:

 

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве. В красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать  добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

(В.А.Сухомлинский)

Опыт организации учебного процесса с активным использованием инновационных технологий позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.

Изобразительное искусство имеет большие возможности для развития творческого потенциала школьников. Программа преподавания включает следующие виды уроков: тематическое рисование, рисование с натуры, декоративное рисование.

Развитию воображения больше способствуют тематическое и декоративное рисование.

Декоративное рисование развивает, в основном, репродуктивное воображение, так как дети воссоздают различные виды народных росписей, но иногда оно требует и творческого воображения (аппликация, орнамент  и др.)

Тематическое рисование способствует развитию творческого продуктивного воображения. Здесь ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности.

Развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков

 

Применение инновационных технологий на уроках.

 

Опыт организации учебного процесса с активным использованием инновационных технологий позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.

Изобразительное искусство имеет большие возможности для развития творческого потенциала школьников. Программа преподавания включает следующие виды уроков: тематическое рисование, рисование с натуры, декоративное рисование.

Развитию воображения больше способствуют тематическое и декоративное рисование.

Декоративное рисование развивает, в основном, репродуктивное воображение, так как дети воссоздают различные виды народных росписей, но иногда оно требует и творческого воображения (аппликация, орнамент  и др.)

Тематическое рисование способствует развитию творческого продуктивного воображения. Здесь ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности.

Развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков.

 

Разнообразие уроков.

«Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». (И.П.Павлов).

—  Урок — кроссворд.

—  Урок — спектакль.

—  Урок — сказка.

Урок — работа в группах.

Урок с проблемной ситуацией, с элементами

фантазии.

Урок — игра с использованием компьютерных

технологий с элементами рефлексии.

Урок — исследование.

Урок — игра.

Урок — проблема.

Урок — фантазия.

Творческий проект.

 

Урок-кроссворд (6 класс)

Тема: Пейзаж – большой мир.

Цель: Развивать воображение, мышление, самостоятельность, творческие способности.

Задание: нарисовать пейзаж по словам из кроссворда.

Ход урока:

В начале урока класс делится на 2 группы. Каждая группа получает задание: решить кроссворд. Необходимо найти ключевое слово кроссворда.

Кроссворд 1.

Кроссворд 2.

— Назовите ключевое слово. Можете ли вы представить сюжет картины по словам кроссворда?

— Используя слова кроссворда, попробуйте определить, что такое пейзаж.

После работы над определением даю детям задание: попробуйте изобразить пейзажи, используя слова кроссвордов.

— Назовите ключевое слово. Можете ли вы представить сюжет картины по словам кроссворда?

— Используя слова кроссворда, попробуйте определить, что такое пейзаж.

После работы над определением даю детям задание: попробуйте изобразить пейзажи, используя слова кроссвордов.

Урок-спектакль (3 класс)

Тема: Театр кукол.

Цель: Развитие фантазии, формирование практических навыков, пополнение знаний учащихся о создании перчаточных кукол.

Материал: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, мелкие пуговицы.

Задание: Изготовить перчаточную куклу.

Ход урока:

В начале урока учитель делит класс на группы по 2-3 человека. Каждой группе раздаются перчаточные куклы и предлагается задание: придумать и разыграть с данными героями сценку. Время оговаривается заранее: 2 минуты. После 2-минутной подготовки каждая группа представляет свой номер.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью на уроке рисования мы разыгрываем сценки? Как это можно связать с темой нашего урока?

После обсуждения детям предлагается задание: каждой группе изготовить перчаточную куклу с помощью принесенного на урок материала. Придумать ей роль и представить.

Урок-сказка (1 класс)

Тема: «Дом снаружи и внутри»

Цель: Развитие активности, оригинальности мышления.

Материал: бумага, акварель, кисти, простой карандаш.

Задание: Нарисовать сказочный домик в виде первой буквы имени.

Ход урока:

На доске рисунок домика из сказки «Теремок», в нем дверца, которая пока закрыта.

— Из какой сказки этот домик?

— Какие герои живут в нем?

— Опишите этот дом. Как он выглядит снаружи?

— А теперь давайте откроем дверцу и заглянем внутрь. Кто же живет здесь? Как этот домик выглядит внутри?

— Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать? (Дом)

— Наш дом будет необычный, сказочный. Представьте, что дом на вашем рисунке – это первая буква вашего имени. А в этом домике-букве будут жить остальные буквы вашего имени. Они будут вести себя так же, как люди: смотреть в окно, сидеть за компьютером, говорить по телефону, возможно, одна из букв пойдет гулять с зонтиком, если на улице дождь и т.д.

В конце урока учитель вместе с детьми оформляет выставку рисунков.

 

 

Урок-работа в группах (3 класс)

Тема: Картина-натюрморт.

Цель:

Материал: акварель, кисти, бумага, ножницы, клей

Задание: Наполнить вазы фруктами.

Ход урока:

На доске несколько репродукций художников с натюрмортами и одна с пейзажем.

— Посмотрите внимательно на репродукции и скажите, какая из них лишняя (пейзаж)

Учитель добавляет репродукцию с портретом.

— Как вы думаете, эта репродукция будет лишней или она дополнит представленный здесь ряд. Почему?

— Что объединяет оставленные на доске репродукции?

— Мы подошли к теме нашего урока «Натюрморт». Как вы думаете, что художники изображают в натюрморте?

Слово «натюрморт» и его определение вывешивается на доске. Затем на чистую доску вывешиваются 2 больших листа, на которых разным цветом нарисованы большие вазы для фруктов (красная и синяя).

Класс делится на две группы. Им дается задание: наполнить вазы фруктами (каждая группа свою вазу). Ребята рисуют фрукты на альбомных листах, вырезают, приклеивают. В конце урока оцениваем натюрморты.

Урок с проблемной ситуацией, с элементами фантазии (2 класс)

Тема: Линия как средство выражения: ритм линий («Весенние ручьи»)

Цель: Развитие творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного.

Материал: бумага, простой карандаш, черный фломастер, акварель, кисти.

Задание: Выполнить работу «Весенние ручьи».

Ход урока:

Каждому ребенку предлагается провести на альбомном листе множество линий в разных направлениях.

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

Учитель включает музыку А.Арсенского «Лесной ручей. Прелюдия»

— Что напоминает вам эта музыка? (весенние ручейки, то тихие, то стремительные)

— Изобразите волнистой линией движение ручейка, его ритм.

— На доске изображены 2 волнистые линии.

— Течение каких ручейков напоминают эти линии?

— Внимательно рассмотрите ваши линии, пространство между ними. Вам нужно будет выполнить работу «Весенние ручьи», т.е. разобраться, какое пространство между линиями станет землей, какое снегом или травой, а где будут сами ручейки.

— Подумайте, какой ритм будет у ваших ручейков, тихий или стремительный.

Урок-игра с использованием компьютерных технологий

с элементами рефлексии (2 класс)

Тема: Женский и мужской образы в русских сказках.

Цель: Научить отражать контрастные по характеру образы сказочных персонажей.

Задачи: Развивать умение высказывать простейшие суждения о характере сказочных героев;

Воспитывать стремление верно и выразительно передавать в рисунке характер персонажа;

Научить правильному использованию формата листа в соответствии с сюжетом.

Материал: альбомный лист, акварель, кисти, простой карандаш.

Ход урока:

«Есть на свете хорошие люди, есть и похуже. А есть и такие, которые своего брата не стыдятся…» Так начинается сказка «Крошечка –Хаврошечка».

— Как вы думаете, чему нам предстоит научиться сегодня? (изображать добрых и злых героев сказок)

— Давайте в начале урока проверим ваше настроение. У каждого на парте лежит маленький кружочек. Нарисуйте на нем мордочку, грустную или радостную, в зависимости от того, какое у вас сейчас настроение.

— Поднимите кружочки, на которых изображена улыбка (посчитали и сделали вывод).

— Когда художник изображает человека, зритель может определить не только положение этого человека в обществе, но и его характер.

На экране появляются портреты: А.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», Врубель «Царевна-лебедь»

— Создавая портрет доброй царевны, художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок. «Лебедушка, утушка, голубушка, красна девица» — так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях, сказках.

— Где можно увидеть такие наряды в современном мире? (в театре, кино, на праздничных представлениях)

— Какие главные части женского народного костюма изображены на портретах? (сарафан, кокошник, рубаха)

— Я знаю, что вы очень много книг читаете и смотрите мультфильмы. Вам известны герои сказок. Вашему вниманию представляю некоторых персонажей, а вы попробуйте их угадать.

На экране появляются персонажи сказок, дети отгадывают.

— На ваших столах листочки, на которых написаны черты характера, присущие людям. Подберите к каждому персонажу черты, характерные для него. Сгруппируйте черты характера: положительные отложите в одну сторону, отрицательные – в другую. А теперь переверните листочки и проверьте правильность своих предположений. (Листочки с положительными качествами с обратной стороны выкрашены в яркие цвета, с отрицательными – в темные цвета).

— Скажите, как по цвету отличаются добро и зло?

— Сегодня на уроке положительных героев мы будем раскрашивать в яркие цвета, отрицательных – в темные.

Игровая ситуация.

Рефлексия.

(Презентация урока прилагается).

Урок-исследование (6 класс)

Тема: Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен («Танец»).

Цель: Развитие творческого воображения. Овладение знаниями о средствах выражения в рисунке.

Материал: бумага, простой карандаш, акварель, кисти, палитра.

Задание: Выполнить композицию «Танец».

(На предыдущем уроке дети изучали выразительные возможности линий).

Ход урока:

На доске 2 портрета: один выполнен линиями, другой – силуэтом.

— В чем отличие техники исполнения рисунков?

Раздаются маленькие листочки.

— Попробуйте на этих листочках изобразить силуэт любого предмета.

— Расскажите о последовательности выполнения вашего рисунка.

— Как, по-вашему, что такое силуэт?

На доске 3 рисунка с силуэтами танцующих фигур, с различной композицией.

— В каком из рисунков чувствуются порядок, ритм, гармония? (Совместно с детьми выводится понятие о композиции)

— Как эти фигуры выглядят на рисунках? (силуэтами, пятнами)

На доске вывешиваются новые понятия: силуэт, композиция, пятно.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Шкала цветов и оттенков».

— Вам предстоит выполнить композицию «Танец» черными силуэтами на цветном фоне или наоборот. Оттенки подберите на палитре.

В конце урока подводится итог.

Урок-игра (1 класс)

Тема: Изображать можно линией («Загадочные деревья»)

Цель: способствовать формированию творческой фантазии, воображения; научить технике выдувания

Материал: бумага, акварель, кисти, трубочка для выдувания.

Задание: Выполнить с помощью выдувания рисунок дерева.

Ход урока:

Учащимся в начале урока раздаются трубочки для выдувания. На доске большой белый лист.

Сегодня мы начнем урок с того, что вы на этом листе с помощью самых различных графических материалов, какие у вас есть, дополняя друг друга, нарисуете большое солнце. Для выполнения задания важно одно условие: рисовать только линиями. (Дети рисуют).

— А можно ли провести линии кисточкой и краской?

— Как можно получить линии акварелью без кисти?

— Сделаем эксперимент (Учитель раздает маленькие листочки). На середину этого листа большой кистью нанесите краску. Теперь наклоняйте осторожно листок в разные стороны. Что у вас получается? (краска растекается, образуя линии)

— Значит, можно работать акварелью, создавая линии, без кисти.

— Какие трудности вы испытывали сейчас при работе? (Краска сначала плохо движется)

— Чтобы направлять эти ручейки – линии в нужную сторону, можно применить трубочки.

— Что можно изобразить выдуванием? (Ветки деревьев, лучи солнца)

Учитель дает задание.

Практическая работа.

Урок-проблема (2 класс)

Тема: Выражение намерений через украшение.

Цель: формировать представление о прекрасном и уродливом через форму и украшение.

Материал: бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти, карандаш.

Задание: Украсить противоположные по намерению сказочные корабли.

Ход урока:

У доски стол, накрытый голубой тканью. Складки уложены как волны. Среди волн яркий кораблик.

— Ветер по морю гуляет… (Дальше учитель читает вместе с детьми)

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

— Из какой сказки отрывок?

— Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок?

— Мы не просто будем рисовать кораблики, сначала мы их сделаем из альбомного листочка.

(Учитель показывает)

Практическая работа.

Учитель берет подписанные детьми кораблики и располагает на голубой ткани.

— Предлагаю вам игровую ситуацию.

Корабли царя Салтана спешат к острову князя Гвидона. На самом первом корабле находится человек, он смотрит в подзорную трубу и вдруг видит приближающийся им навстречу неизвестный флот (несколько кораблей). Часовой  громко кричит: «К нам навстречу движутся корабли!» Корабли все приближаются, расстояние уменьшается и вдруг… злой волшебник стер все краски и формы кораблей того и другого флота и теперь неизвестно, чьи корабли шли навстречу, надо ли их бояться.

Только вы, ребята, сможете помочь разобраться в этой ситуации, украсив свои корабли, изменив форму и т.д.

(Дети разбирают свои кораблики, украшают их, приклеивают детали)

В конце урока кораблики снова располагаются на ткани.

Учащиеся объясняют, что приближались корабли пиратов, говорят об украшении этих кораблей, предупреждают, надо ли готовиться к бою кораблям царя Салтана или повернуть обратно.

Итогом становится оценивание своих работ и работ одноклассников.

Урок-фантазия (1 класс)

Тема: «Узоры на крыльях»

Цель: Формировать творческую фантазию, воспитывать любовь к природе.

Материал: бумага, фломастеры, простой карандаш.

Задание:  Нарисовать веселую, яркую бабочку.

Ход урока:

На доске 2 рисунка с бабочками. На одном изображена нераскрашенная бабочка, грустная, на другом – ярко раскрашенная, веселая.

— Как вы думаете, почему грустит бабочка? (ее не раскрасили)

— На прошлой неделе вы всем классом ездили на экскурсию в музей природы Земли. Я просила вас обратить внимание на коллекцию бабочек. Расскажите, что привлекло ваше внимание в этой коллекции.

— С чем можно сравнить бабочку? (с красивым цветком)

— А знаете, как мы сегодня будем рисовать бабочку? (создается интрига) (Некоторые несмело спрашивают: «Как цветок?)

— Нарисуйте красивый цветок, похожий на один из тех цветов, которые расположены на доске.

— Что надо дорисовать, чтобы цветок превратился в бабочку? (дорисовать голову и тельце)

В конце урока проводится выставка рисунков.

 

Творческий проект «Школьная форма-2019»

с использованием компьютерной технологии

Цели и задачи: 1) формировать активную эстетическую позицию; 2) воспитывать чувство ответственности за порученную работу; 3) раскрыть творческий потенциал учащихся; 4) формировать умение наслаждаться результатами своей и коллективной работы.

Задание: собрать найденный материал в единую презентацию.

1 этап. Подготовительный.

Учащимся 4-5 классов дается задание: нарисовать эскизы школьной формы (какой они ее представляют в современной школе).

Учащимся 10-11 классов дается задание: сфотографировать учащихся, одетых в школьную форму.

Учащимся 9 класса было дано задание: найти в интернете материал о современной школьной форме.

2 этап. Практическая работа.

Учащиеся школы выполняют задания, предложенные учителем (см. Подготовительный этап). Преподаватели контролируют исполнение.

Учитель изобразительного искусства на основе собранного материала подготовил презентацию «Школьная форма-2019»

Учитель технологии на основе презентационного материала подготовил сопроводительный текст.

3 этап. Итоговый. Презентация.

Награждение.

 

Школьные и персональные выставки учащихся.

Значительную роль в раскрытии творческой личности детей играют школьные выставки рисунков, которые регулярно оформляются в конце каждого триместра как итог определенного периода учебной деятельности по предмету «Изобразительное искусство». Рисунки учащихся начальной школы и 5-8 классов располагаются на разных стендах. Для меня эти выставки необходимы, как воздух. Для детей они служат стимулом к изучению изобразительного искусства, к самостоятельной творческой деятельности, возможностью получить оценку своей работы со стороны наблюдателя, сравнить свой рисунок с рисунками других учащихся.

Выставки рисунков оформляются также к праздничным датам и по временам года.

Многолетний педагогический опыт позволяет мне сделать вывод о том, что такие выставки помогают некоторым ребятам самоутвердиться. Есть очень хулиганистые дети, «двоечники», но на уроках ИЗО они прекрасно рисуют, их работы в числе других тоже попадают на выставку.

Это своеобразный праздник для ребят, и мне доставляет радость сознание того, что я причастна к этому празднику.

Кроме общешкольных выставок, взяла за правило собирать в школьную копилку работы одаренных ребят и оформлять их персональные выставки.

Состоялись персональные выставки следующих учащихся:

Не все из этих ребят посещали школьную изостудию, природные способности и творческая активность на уроках, различных конкурсах рисунков помогли им достичь таких результатов. Такие персональные выставки очень важны для ребенка: это признание их таланта и трудолюбия. Эти выставки помогают им открыться, занять определенное положение среди сверстников, других учащихся и учителей.

 

Занятия в изостудии.

 

С 2002 года руковожу школьной изостудией «Самоцветы». Педагогическая практика показывает, что занятия в творческих кружках в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей, их творческого потенциала, художественного воспитания. Художественная деятельность детей в изостудии находит разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме, декоративная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях изостудии, изучение художественного наследия.

Цель занятий изостудии: воспитание у детей уважительного отношения друг к другу.

Для достижений цели были поставлены следующие задачи: 1) способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства; 2) обеспечить овладение умениями и навыками, способами художественной деятельности; 3) формировать образное мышление, пространственное воображение.

Формы занятий: групповые и индивидуальные.

Наглядные пособия, используемые на занятиях: 1) репродукции произведений изобразительного искусства; 2) фотографии произведений прикладного и народного искусства; 3) художественные фотографии явлений и деталей природы; 4) художественные рисунки и иллюстрации; 5) методические рисунки; 6) детские работы.

Формы подведения итогов: выставки, праздники.

С 2003 по 2006 год параллельно с занятиями изостудии в качестве эксперимента работал кружок «Юный художник», образованный при школе. Данный кружок имел художественно-эстетическую направленность и работал по программе, составленной на основе развивающих программ для младших школьников (М., Генезис, 2003). Программа была рассчитана на 3 учебных года. Дети, которые занимались в этом кружке, после его окончания посещали изостудию «Самоцветы» и стали моей опорой, основными участниками и призерами конкурсов различного уровня.

Изостудия продолжает свою работу в настоящее время. В основном, занятия изостудии посещают дети 7-12 лет, есть и дети из детского сада, которым 5-6 лет. Очень активно и с большим азартом занимаются творчеством учащиеся 1-6 классов. Затем их интерес ослабевает, возможно, это происходит потому, что дети становятся старше, появляются другие увлечения: спорт, музыка, компьютер и т.д. Но это не относится к одаренным детям, несмотря ни на что, они остаются преданными любимому занятию рисования. Они всегда живо интересуются конкурсами и активно участвуют в них, завоевывая призовые места.

Некоторые дети, после нескольких лет занятий в изостудии, поступают в художественную школу города. Успехи детей, их восторженный блеск в глазах, их радость от осознания того, что они раскрыли свои природные способности, становятся и успехом педагога, чей опыт, знания, умения, профессиональное и педагогическое мастерство помогли раскрыться их таланту.

 

ВЫВОД

Период детства – прекрасное время для развития природных возможностей детей, приобретения знаний, формирования личностных качеств ребенка. Урок несет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Поэтому необходимо использовать в учебном процессе технологии личностно-ориентированного подхода, коммуникативные технологии, психологию и принципы развивающего обучения. Не преподносить детям готовых знаний, а направлять их на путь самообучения и самопознания. В процессе такой учебной деятельности школьник на пути продвижения к результату встречает разнообразные трудности, которые ему необходимо преодолеть, проявив упорство, настойчивость, целеустремленность, умение взаимодействовать, общаться с ровесниками и взрослыми.

Чувства, которые испытывает ребенок в преодолении этих трудностей, и формируют качества личности ребенка, его характер и, в целом, дальнейшее развитие школьника.

Развитие же творческой личности ребенка будет наиболее результативным, если на ее раскрытие будут влиять такие факторы, как

— совершенствование креативной направленности личности педагога, его увлеченность, познавательная самодеятельность;

— творческая индивидуальность ребенка;

— использование технологий творческого мышления;

— создание соответствующей творческой, образовательной среды (внедрение передовых образовательных технологий);

— повышение учебной мотивации детей к предмету ИЗО (участие в выставках, конкурсах).

Дети с рождения наделены определенными задатками и способностями, но не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают из-за их невостребованности. Вот поэтому необходимо создавать развивающую творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных способностей каждого ребенка.

Через раскрытие творческих способностей ребенка лежит путь к успеху педагога. Творческая активность детей на уроке рисования, занятиях изостудии, участие и призовые места в конкурсах рисунков различного уровня – все это слагаемые успеха учителя изобразительного искусства.

Автор – Чупрова Любовь Семеновна-

учитель изобразительного искусства

МОУ «СОШ №4»

г. Ухта, 2020 г.

 


Комментирование запрещено.


опен стат