Компетентностный подход в обучении | Жизнь отрасли "Образование"

Компетентностный подход в обучении

Основы введения в ФГОС.

В настоящее время тема компетентностного подхода становится принципиально важной и активно обсуждаемой.

Целый ряд факторов обуславливают актуализацию компетентностного подхода в образовании. Сюда можно отнести проблемы окружающей среды в связи с переходом к постиндустриальному обществу, динамизм жизненных процессов, колоссальное увеличение информационных потоков. Активнее задействованы рыночные механизмы в обществе, возросла профессиональная мобильность, появились новые профессии, изменились требования к ним – они стали более интегрированными, менее специальными.

В силу этих обстоятельств появилась необходимость формирования личности, умеющей жить в новых условиях. Время диктует качества такой личности: ответственность, стрессоустойчивость, творческий потенциал, способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении.

 

Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Давайте попытаемся в этом разобраться.

 

Компетентностный подход не является чем-то чуждым для отечественной педагогики и может рассматриваться как развитие наших лучших педагогических идей и концепций, а также передовой педагогической практики 1960-х–1990-х годов. Он опирается на идею о единстве обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока, получивших в 1980-е годы наиболее полное обоснование в работах Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного процесса. заточка

Основы компетентностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Нельзя не отметить, что многие отечественные учёные часто выходили на уровни компетенций в своих исследованиях по проблемам формирования умений и навыков учащихся, только не употребляли этого термина. Так, например, И.С. Якиманская фактически даёт определение профессиональной компетенции, описывая те интеллектуальные качества, которыми должен обладать специалист, чтобы быть способным использовать теоретические знания, навыки и умения, полученные им в процессе обучения, в конкретных, быстро меняющихся условиях деятельности.

Понятие «компетенция» было введено Н.Хомским применительно к лингвистике, как система правил функционирования языка, присущих говорящему. Позднее оно было дополнено термином «коммуникативная компетенция». В 70-е годы идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Тогда эта идея была достаточно проста: в обучении невозможно ограничиваться основами наук, необходимо развивать все уровни межличностных отношений. Взяв за основу модель, предложенную В.В. Сафоновой, И.Л. Бим определяет языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции. В 1996 году в Страсбурге был принят документ под названием «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция», в котором структура коммуникативной компетенции была представлена  следующим образом: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная и стратегическая компетенции. В материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» Совет Европы выделил пять групп ключевых компетенций, необходимых сегодня для жизни и деятельности в современном обществе:

политические и социальные компетенции, то есть способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в  улучшении демократических институтов;

компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, которые должны способствовать пониманию различий, способности и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;

компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, владение несколькими языками;

компетенции, связанные с возникновением «общества информации», то есть с владением новыми технологиями, пониманием их применения, их силы и слабости;

компетенции, реализующие способность учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки, как в профессиональном плане, так и в личной и общественной жизни.

. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.

Давайте отметим некоторые отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход
Цель обучения Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции
Основная формула результата образования «Знаю, что» «Знаю, как»
Характер образовательного процесса Репродуктивный Продуктивный
Доминирующий компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная работа
Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Итак, сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определённых навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования школьника и подготовки его к реальной деятельности.

С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности школы становится формирование компетентного выпускника, владеющего определёнными компетенциями.

«Компетенцию» можно определить как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, что составляет содержательный компонент обучения.

 

Сегодня педагогическое сообщество придерживается точки зрения А.В. Хуторского, который в соответствии со спецификой содержания образования предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:.

-ключевые, имеющие общий (метапредметный) характер и способствующие адаптации личности в социальной среде, самоопределению в социальной сфере;

-общепредметные, применимые к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей и носящие интегративный характер;

-предметные, имеющие частный характер и возможность формирования в рамках отдельных учебных предметов.

 

Учитывая реальную ситуацию, цели общего образования, основные виды деятельности ученика, позволяющих ему овладевать опытом и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе,

А.В. Хуторской определяет следующие группы ключевых компетенций:

1 Ценностно-смысловая компетенция

2 Общекультурная компетенция

3 Учебно-познавательная компетенция.

4 Информационная компетенция

5 Коммуникативная компетенция

6 Социально-трудовая компетенция

7 Компетенция личностного самосовершенствования

 

Проанализировав различные точки зрения, я выявила те компетенции, в формирование которых может внести свой вклад предмет «Английский язык».

Вот так выглядит этот перечень:

коммуникативная (языковая, речевая, компенсаторная);

социокультурная;

ценностно-смысловая;

учебно-познавательная;

информационная;

кооперативная;

компетенция личностного роста и самосовершенствования.

 

А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как ключевую. Учитывая специфику предмета «Английский язык», я отношу её к группе предметных компетенций и, опираясь на Программу по английскому языку», представляю её как совокупность трёх составляющих: речевой, языковой и компенсаторной.  Кроме того, вместо общекультурной ключевой компетенции я рассматриваю социокультурную предметную компетенцию, которая в английском языке переходит в разряд предметной. Какой смысл я вкладываю в каждую из них?

Коммуникативная (речевая) компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).

Коммуникативная (языковая) компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках.

Коммуникативная (компенсаторная) компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Социокультурная компетенция – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; основы семьи, роль науки и религии в жизни человека; представление о систем ах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном и поликультурном обществе; владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя); умение действовать в ситуациях семейно-бытовой сферы умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, и зрителя.

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательная компетенция – самостоятельная познавательная деятельность ученика, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приёмами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; функциональная грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

Кооперативная компетенция – готовность ученика к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.

Компетенция личностного роста и самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

 

 

 

Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.

Компетентность  – это свойства личности, ее способность к выполнению какой-либо деятельности на основе сформированной компетенции, т.е. компетентность – это результат обучения.

Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.

Компетентностно-ориентированное обучение предполагает принципиальные  изменения в организации учебного процесса,  в управлении, в деятельности педагогов, в способах оценивания образовательных результатов обучающихся по сравнению с учебным процессом, основным на концепции «усвоения знаний»

Принципиально изменяется и позиция педагога. Он  перестает быть вместе с учебником «носителем знания», которое он пытается мотивировать обучающимся на проявление инициативы и самостоятельность. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать  свои способности и интересы. Фактически, он создает условия. развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.

 

Меняются и методы обучения

Основными становятся:

— методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);

— метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);

— методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;

— модернизированные традиционные методы обучения;

— методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

 

Развитию компетенций на уроке способствует  применению современных педагогических технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке , таких, например, как

-технология критического мышления (через чтение и письмо)

-дискуссионная технология

— кейс-технологии ( ситуационный семинар, решение ситуационных задач)

— технологии проблемного обучения

-любые виды проектной деятельности, прежде всего- исследовательские, имеющие жизненный. бытовой, профессиональный, социальный контек задания с ограничением по времени, втом числе мини-проекты

-реализуемые в рамках урока коллективная и индивидуальная мыследеятельность;

-ИКТ технологии

-игровые технологии (языковые, ролевые  игры, драматизация);

-мультимедийные технологии

 

Таким образом компетентностный подход— это подход, реализующий деятельностный  характер образования. в противоположность концепции “усвоения знаний”, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

При компетентностном подходе происходит согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, обеспечивается единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни, повышается  мотивации , возрастает сознательность и ответственность.

Вот некоторые из них:

Учебно-познавательные компетенции

«Гонка за лидером»

С последней парты  каждого ряда пускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту, пропущенное слово, фразу, Часть в таблице и т.д Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнит работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, выполнившего задание более корректно.

Прием используется на этапе проверки домашнего задания

«Согласование»

Учащиеся выполняют все задания самостоятельно ,а затем  обсуждают полученные результаты в парах или мини-группах, озвучивают учитеолюи классу согласованный вариант.

Этот прием можно использовать во время самостоятельной работы.

«Задай вопрос»

Учащимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме, устно или письменно, с предоставлением во времени на подготовку или

экспромтом.

Прием наиболее эффективен во время проведения повторительно-обобщающего урока.

«Только мои плюсы»

Обучающиеся. в конце урока называют только то, что у них получилось лучше всего.

Прием используется для рефлексии.

«Верю — не верю»

Учитель зачитывает несколько утверждений по данной теме (от 5 и более).

Если ученик считает, что сказанное верно, то ставит «+», ели нет «- ». По окончании работы открывается «ключ» .Можно проводить коллективную, индивидуальную проверку или взаимопроверку.

Задание применяется на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного.

«Заочная экскурсия»

Ученик-экскурсовод готовит информацию для проведения экскурсии. Творчески прорабатывается материал учебника, дополнительной литературы, школьник фантазируют, вживаются в образ. Во время экскурсии берется интервью у исторических личностей, ведутся «репортажи» с места событий.

Прием используется при изучении нового материала  и на повторительно-обобщающих уроках.

«Интервью»

Класс делится на «корреспондентов» и «респондентов». Корреспонденты задают вопросы респондентам по изученным материалам . Оценивается содержательность. Логичность и творческий характер беседы. которую проводит корреспондент.  И оригинальность, и точность высказывания респондента.

Прием эффективен при обобщении материала

Информационные компетенции

Создание учащимися презентационного сопровождения к учебной лекции

Для работы предлагается шаблон презентации- будующей  мультимедийной лекции- из 3 слайдов (название, учебные задачи. план лекции и текст лекции)

Содержание лекции должно соответствовать тексту учебника по теме, дополненное рисунками, иллюстрациями и др.

Прием используется для того ,чтобы творчески организовать опережающее домашнее задание и изучение нового материала.

 

«Дополнение»

При использовании на уроке учебного видеофильма можно дать школьникам   задания на сравнение его содержания с материалом учебника по данноц теме и дополнить текст учебника информацией из фильма и наоборот.

От выбора варианта будет зависеть начинать урок с фильма или с материала учебника.

Коммуникативные  компетенции

«Прогноз погоды»

На доске чертится система координат по оси ОX отмечаются учачстники педагогического взаимодействия(учитель учащиеся) по оси ОY- эмоциональное состояние после совместной работы. Каждый участникставит свою отиетку на координатной плоскости. Которая соответствует его змоц настроению от 0 до 10.

Учитель соединяет , полученные точки,  отмечает свою, а затем полученный график анализируется.

Применяется при рефлексии.

Ценностно-смысловые компетенции

«Компас»

Если учителю необходимо организовать самостоятельную работу учащихся на весь урок, то он устанавливает «ориентиры» , на те, которые должны выходить учащиеся на определенных этапах своей работы. Это позволяет учащимся своевременно обнаружить, что они «сбились с пути»  и необходимо своевременно уточнить  «маршрут» своего продвижения по теме см. работы.

Прием используется при проведении уроков-практикумов или зачетов.

Автор: В.Б. Чернова, выдан сертификат №1548.

Скачать материал




опен стат