ЕГЭ по-русскому: главные сложности вызвало правописание -н и -нн

Разбор ошибок поможет на экзамене

Неправильная расстановка запятых, слабое понимание текста, неумение работать с черновиками, а главное, неверное написание -Н и -НН в различных частях речи явились самыми частыми проблемами при написании ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Детальный разбор выявленных ошибок, надеются в Федеральном институте педагогических измерений, поможет избежать их участникам ЕГЭ-2019.

Итоги ЕГЭ-2018 по русскому языку оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, статистика выполнения работы в целом и ее отдельных заданий в частности говорит о стабильности результатов ЕГЭ 2018 года — во всяком случае, задания базового уровня участниками экзаменов успешно выполняются из года в год. Однако, с другой стороны, выявлены и хронические проблемы.

Как оказалось, больше всего сложностей традиционно вызывают задания, связанные со знанием теории. И в этом плане антилидером последней кампании стало знание, а точнее, незнание, правил правописания -Н и -НН в различных частях речи. Ведь неверное определение части речи, подчеркнули «МК» эксперты, «ведет к ошибке в использовании правила и неверному написанию слова. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведенные слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова. В свою очередь, задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения. Особое внимание при изучении курса русского языка необходимо обратить на формирование аналитических умений».

Вылезли, по их словам, и другие пробелы: «Так, при детальном анализе развернутых ответов экзаменуемых (сочинение по прочитанному тексту) проявились проблемы и с пониманием текста, и с выявлением проблематики и позиции автора. При этом наибольшие трудности при понимании текста возникают у участников ЕГЭ при проведении смыслового анализа художественного и публицистического текстов, где основная мысль, позиция автора зачастую выражены неявно. Трудно осознавались экзаменуемыми тексты, где была ирония, сарказм. Кроме того, ЕГЭ-2018 показал, что особое значение приобретает умение обучающихся анализировать и редактировать собственные письменные работы. Но более 20% экзаменуемых не работают на экзамене с черновиком, что говорит о неумении редактировать собственные тексты и сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения».

Примечательно также, что в качестве аргументации своего мнения выпускники чаще всего привлекают примеры из произведений, которые изучались по программе в 11-м классе. Но «самый низкий процент выбора примеров для аргументации — из произведений современной российской литературы, этот выбор не превышает 1% от общего количества во всех анализируемых работах. В этом смысле для учителя-словесника актуальной остается задача организации систематического чтения школьников, пропаганда ценности семейного чтения. При этом особое внимание стоит обратить на то, что решение проблемы чтения, формирование мировоззренческих установок и обретение личностных смыслов возможны только усилиями всех учителей-предметников», — подчеркивают эксперты.

Все задания экзаменационной работы по русскому, напоминают они, «нацелены на решение практических задач и требуют от участника экзамена определенного словарного запаса и понимания грамматического строя русского языка». Так что их верное выполнение станет залогом не только высоких оценок за самый массовый экзамен ЕГЭ, но и безукоризненного владения государственным языком нашей страны. Возможно, кому-то предложенный здесь «разбор полетов» поможет «сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018 и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену», — надеются они.


Комментирование запрещено.


опен стат