Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Большесидоровская средняя школа представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно — развивающем обучении. Контингент учащихся разнороден.

Школа является сельской, но на базе школы работают кружки, секции, факультативы. В школе имеется учебно-опытный участок, где закладываются опыты учащимися начальных, средних и старших классов.

В школе существует кабинетная система. Оборудование кабинетов биологии, физики позволяют выполнять в основном программные лабораторные и практические работы, проводить наблюдения, эксперименты.

Для подрастающего поколения важно уметь своевременно получать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа, соответствующего решения — ключ к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

В ходе наблюдений я отметила, что школьники лишь “впитывают” в себя новую информацию — формы же их активности отличаются монотонностью, а источники обучения не отличаются разнообразием. И если ребенок остается пассивным на уроке дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведением содержания предмета. Как правило, и учитель задает чаще стереотипные вопросы, направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могли высказать свое мнение, не остается времени.

В результате, большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает и даже того, что им говорят. От учащихся ожидается лишь умение “переваривать”, запоминать информацию; они сейчас не развивают активное, заинтересованное, критическое отношение к реальности, — поэтому мотивация к обучению отсутствует. Вследствие этого надо менять решение радикальным образом изменить форму ведения уроков. Так или иначе, но общение на традиционном уроке мало способствует пробуждению мотивации учащихся.

Поэтому учителям необходимо приложить огромные усилия для совершенствования процесса обучения: ученики должны приобретать в школе те знания и умения, которые они смогли бы использовать в реальной жизни. Безусловно, что знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности. При отсутствии четко определенных основ и ясно поставленных целей, обучение зачастую сводится к передаче знаний посредством бессистемных методов и приемов.

Для меня очень важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными и не сводились бы к простому пересказу материала школьного учебника. Поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В этом мне помогает использование на уроках технологии развития критического мышления.

Автор: С.Г. Буйняк, выдан сертификат АВ14 №1611.

Скачать материал

Источник: aveb.kz




опен стат
Яндекс.Метрика