Некоторые аспекты педагогической деятельности (из опыта работы) | Жизнь отрасли "Образование"

Некоторые аспекты педагогической деятельности (из опыта работы)

Автор: Преподаватель фортепиано Ливотова Наталья Викторовна, выдан сертификат АВ17 №1831

Скачать материал

                                                                                 Ливотова Наталья Викторовна

Преподаватель по классу фортепиано

                                                                              МБУДО ДМШ им. Л.М.Буркова

                                                                                    г.Апатиты Мурманской обл.

Некоторые аспекты педагогической деятельности (из опыта работы)

Музыкальное воспитание в педагогике я рассматриваю как неотъемлемую часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры.

Учитель и его внутренний мир оказывают большое влияние на формирование личности ученика. Педагог должен быть интересен учащимся, постоянно развивать свой кругозор, совершенствовать профессиональное мастерство. Важной задачей в своей работе считаю постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого ученика, передачи необходимой суммы знаний, умений и навыков, создание благоприятного психологического климата при организации учебного процесса.

В моем классе много учеников с разными способностями, но с большим желанием заниматься, участвовать в концертах, конкурсах. На современном этапе развития дополнительного образования детей, важно создать условия для творческого самоопределения и развития учащихся, формирования культуры общения, развития творческого и познавательного потенциала, включение ученика в разнообразную, значимую деятельность. Поэтому, в первую очередь, при организации учебного процесса важным условием считаю создание благоприятного психологического климата.

Для решения поставленных задач, я организую свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с такими принципами педагогики, как взаимодействие, сотворчество. Как показала практика, достижение ожидаемого результата от совместной деятельности педагога и ученика возможно при выполнении следующих условий:

  1. Принимать ученика таким, каков он есть. Все дети талантливы по –своему и важно помочь ему раскрыться. Здесь нужно доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его способностей.
  2. Быть последовательным и справедливым в обучении. Суметь увидеть даже маленькую победу ученика, даже просто отметить его старание.
  3. Знать своих учеников, их конкретные проблемы. Находить способы и методы, с помощью которых проблемы можно решить. Уметь радоваться успехами своих учеников.

За время работы у меня не было ни одной конфликтной ситуации, ни с детьми, ни с родителями, наоборот, были случаи перевода в мой класс сложных детей. Со всеми я нахожу общий язык, ребята с удовольствием занимаются и успешно оканчивают музыкальную школу, сохраняя теплые воспоминания о годах учебы. Объединив свою профессиональную работу с интересами детей и их родителей, развиваю у ребят навыки любительского музицирования, которые найдут практическое применение как во время обучения, так и после окончания школы. Храня верность традициям классического музыкального образования, я ставлю своей задачей – дать возможность наиболее одаренным и профессионально перспективным детям получить образование, позволяющее поступить в специальные учебные заведения.

Применяемые методы, приёмы, технологии и средства обучения

     Важной задачей в своей работе считаю постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого ученика, передачи необходимой суммы знаний, умений и навыков. В своей педагогической деятельности я опираюсь на принцип личностно-ориентированного подхода в обучении в зависимости от способностей ребенка, с учетом его индивидуальности, психофизиологических особенностей, степени одаренности. Большое внимание уделяю развитию творческой инициативы и самостоятельности. Учащиеся с желанием участвуют в школьных концертах, общеобразовательных школах, выступают перед малышами в детских садах, на классных часах, в концертах на родительских собраниях.

Развиваю познавательные процессы и мыслительную деятельность учащихся через изучение разнообразного репертуара. Музыкальный репертуар подбираю в соответствии с задачами формирования у учащихся уважения к прошлому и настоящему, традициям, приобщения к общекультурным ценностям. Совместно с учащимися играем понравившиеся произведения, делаем распечатку интересных сборников.

Мною и преподавателем по классу домры был разработан сборник пьес по аккомпанементу «На струнах и клавишах» (для домры и фортепиано) для разного уровня учащихся.  Создание сборника было обосновано необходимостью обновления традиционного репертуара, создания интересных, доступных в исполнении произведений. Пьесы из данного сборника с удовольствием и желанием исполняются учащимися на академических, тематических концертах. Сборник представляет собой иллюстрированный материал по предмету «Аккомпанемент» в классе фортепиано ДМШ и ДШИ. Цель данной работы — формирование устойчивого интереса у учащихся к ансамблевому музицированию, расширение их музыкального кругозора, знакомство с интересными образцами инструментальной музыки, воспитание ансамблевой слаженности. Задачапополнить имеющийся учебный репертуар, адаптировать и систематизировать его по уровню сложности для учащихся различных образовательных программ.

В работе по развитию ритма применяю метод декламации, по мере необходимости включаю стихотворные тексты, что позволяет благотворно влиять на игру, добиться ровности в исполнении, способствуя развитию чувства ритма.

Одним из способов воздействия в обучении считаю активизацию слуха, обращение к музыкальному восприятию. Применяю эффективные методические приемы, с помощью которых воздействую на развитие музыкального слуха, восприятие музыкальных произведений. Это подбор по слуху, требующий ясных и четких представлений, исполнение произведения в медленном темпе с установкой на предслышание; прослушивание аудио записи при одновременном прочтении нотного текста; мысленное проигрывание про себя (чтение глазами).

Используя методы словесных пояснений, исполнительского показа на инструменте, проблемный метод, рекомендую способы правильной домашней работы, обеспечиваю учебным материалом. Нахожусь в постоянном поиске новых вариантов решения творческих задач с каждым ребёнком дифференцированно.

Пользуясь собственным технологическим арсеналом, служащим залогом успешной работы, помогаю формировать навык активного восприятия музыки и обогащать музыкальный опыт детей, прививаю им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся:

  1. Игровые технологии (использую в начальный период обучения, на внеклассных мероприятиях)
  2. Диалоговые технологии (формы взаимодействия, где проявляются сопереживание, сотворчество, раскрывается творческий потенциал)
  3. Технологии традиционного обучения (организационные моменты, новый материал, закрепление старого)
  4. Технологии, основанные на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения (признание индивидуальности, самобытности каждого ученика, весь учебный процесс ориентирован на потенциальные возможности ученика).
  5. Поисковая технология (учу детей анализировать, сравнивать, сопоставлять)
  6. Информационные технологии (использование наглядных пособий, звукозаписи)
  7. Информационно-коммуникационные (привлечение компьютерных ресурсов Интернета)

В моем классе много учеников с разными способностями, но с большим желанием заниматься, участвовать в концертах, конкурсах. Поэтому я стараюсь готовить многих своих учеников к различным конкурсам (от школьных до всероссийских и международных). Проводимая диагностика усвоения моими учениками преподаваемого курса подтверждает, что избранные формы, методы, приемы работы наиболее оптимально раскрывают творческие способности учеников, дают им возможность проявить себя в творческой деятельности, ощутить результаты своего развития, что в конечном итоге создает ситуацию победы над собой. На протяжении аттестационного периода вырос качественный показатель обучения от 72.73% до 94.95%.  4 имеют дипломы с отличием. Один поступивший в Мурманский колледж искусств. Доля обучающихся – победителей конкурсных мероприятий всех уровней 100%

Постоянно повышаю свой образовательный уровень через периодические издания методической литературы, знакомлюсь с новинками, освещающими образование, пополняю свою методическую копилку знаний и умений. Делюсь педагогическим опытом на методических заседаниях. Вот некоторые примеры.

Ежегодно, 2 раза в полугодие, учащиеся класса сдают технические зачеты, в которые входят исполнение двух этюдов. Не всем ученикам моего класса удавалось играть этюды без сбоев и остановок, аппликатура не везде грамотно соблюдалась, «вязли» пальцы, звучание получалось не ровное. Поэтому была  поставлена цель — улучшить техническое развитие этих детей, и задача- найти приёмы, которые помогли бы преодолеть технические трудности, помочь успешному техническому продвижению.

Вот краткое описание использованных приемов: 1.технический разбор видов техники  2. вычленение (работа над отдельными элементами звуковой ткани, объединение в более цельные построения) 3.многократное повторение (различным туше, артикуляционными вариантами, динамическими, декламационными), проигрывание в различных темпах (помогающее проверить движения и найти нужные ощущения)  4. применение специально подобранных упражнений (на подкладывание 1 пальца, перекладывание через 1 палец) 5.темпо-динамические приемы (работа над формой и художественным воплощением). Вся работа была очень кропотливой и велась под неустанным слуховым контролем.

Результатом стало качественное исполнение на техническом зачете и конкурсах: школьных, открытых городских «Светлячок», «Северное сияние», на которых учащиеся получили грамоты, специальные дипломы, призовые места.

   И был проведён мною открытый урок с докладом. «Приемы работы по преодолению технических трудностей». Цель: овладение различными приемами игры для успешного технического развития, формирование эмоционального и осмысленного отношения к игре. Задачи: освоение технических формул, развитие и применение технических навыков. (с иллюстрацией учащихся на примерах: К.Черни-Гермер Этюд15 1т, Л.Шитте Этюд 2 ор.68, Т.Лак Этюд 4 ор.172.).

Так же доклад «Об аппликатуре». Цель – овладение грамотного, осознанного использования аппликатуры. Задачи – освоение аппликатурных формул, привитие кропотливого, внимательного отношения при выборе аппликатуры. (аппликатурные принципы на примере гамм Ми мажор, Фа мажор, Е. Гнесина Этюд Ре мажор, К. Черни – Гермер Этюд 8 1т, ор. 299 №2 До маж.)

Краткое описание. Некоторые ученики выбирают аппликатурные приемы неосознанно, закрепляя их сразу в двигательном опыте. В результате ученики не гибко усваивающие технические навыки при игре имеют срывы. От правильного выбора аппликатуры зависит не только удобство игры, автоматизация игровых движений; ученик быстрее двигается в техническом и художественном отношении. Правильно подобранная аппликатура чрезвычайно облегчает технические задачи, не разрушает красоту звучания.  Учить видеть типовые аппликатурные формулы: звуки поступенно – пальцы тоже последовательно, пропуск одной клавиши – пальца тоже, в секвенциях одинаковые группы — одинаковыми пальцами; выработка аппликатурной реакции по рисунку интервалов, аккордов.

С первых уроков обучения детей, я всегда обращаю внимание на развитие музыкального слуха, чтобы в дальнейшем учащиеся быстрее и легче могли выучить произведение наизусть, чтобы умели слышать музыкальную ткань, безошибочно ее воспроизводить. Этому способствовало и взятие методической темы с докладом «Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано» с целью способствовать музыкально-эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, мышления, творческих навыков и задачамицеленаправленное развитие музыкально-слуховых способностей, воспитание основ аналитического восприятия закономерностей музыкального языка. (на примере детских попевок, песенок, П.Чайковский «Сладкая греза», И.С.Бах Инвенция До мажор 2-х голосная)

Краткое описание. Музыкальный слух включает в себя ряд комплексов, важнейшие из которых: 1.тембровый слух (в работе над произведением применяю красочные сравнения, звуки теплые и холодные, светлые или темные, мягкие и острые; мысленно представлять звучание того или иного инструмента) 2.мелодический слух (умение воспринимать и по слуху воспроизводить мелодию. Проигрывание мелодии отдельно от сопровождения; ученик мелодию – учитель аккомпанемент) 3.внутренний слух  (прослушивание, при одновременном прочитывании текста; подбор по слуху; проигрывание пунктиром – фраза вслух, другая про себя) 4.полифонический (играть один голос громче, остальные тише; один играть- другой петь; совместное проигрывание) 5.гармонический (в медленном темпе вслушивание в гармонические созвучия, аккордовые сочетания) 6. Звуковысотный (петь и играть одновременно; чередовать исполнение фразы на инструменте с исполнением вокально). Вся работа по формированию слуха проходит через работу над произведением при непрерывном слуховом контроле.

Учащиеся моего класса успешно сдают академические концерты, за аттестационный период повысилась результативность – количество «5» выросло до 80%.

Мною написана рабочая программа по курсу «Предмет по выбору- фортепиано» для учащихся народного, духового, струнного отделений (адаптированная). Создание данной программы было продиктовано стремлением обновить музыкальный материал и модернизировать действующую программу в соответствии с сегодняшними требованиями. Большая загруженность детей различными кружками, отсутствие дома фортепиано и возможности подготовки домашних заданий, бескомпромиссная требовательность к детям уже на начальном этапе занятий —  всё это отбивало желание заниматься, приводило к хроническому неуспеху, уходу от занятий музыкой. Учитывая все обстоятельства. мною были пересмотрены подходы к работе с детьми и внесены изменения в традиционную программу; найдены наиболее эффективные формы обучения, направленные на то, чтобы освоение курса общего фортепиано проходило с максимальной пользой для ученика. В результате учащиеся с интересом стали приходить на уроки, с удовольствием играть в ансамблях, читать с листа.

Постоянно изучаю и анализирую учебную деятельность обучающихся на уроках, уровень сформированности умений и навыков по предмету. Для этого использую методы тестирования для мониторинга качества усвоения изучаемого материала. Это позволяет своевременно корректировать учебный процесс, определяет тактику деятельности; дает возможность выявить одаренных детей, что подтверждает их участие в конкурсах разных уровней.

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1831.html, 2017. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ17 №1831).




опен стат