Актуальные проблемы полипрофессионального взаимодействия специалистов разных ведомств и организаций . | Жизнь отрасли "Образование"

Актуальные проблемы полипрофессионального взаимодействия специалистов разных ведомств и организаций .

Автор: Социальный педагог Комаровских Е.Н., выдан сертификат АВ15 №1822

Скачать материал

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»

Актуальные проблемы поли профессионального взаимодействия специалистов разных ведомств и организаций с целью организации адресной комплексной помощи подросткам, находящимся в конфликте с законом.

 

Социальные педагоги

Е.Н. Комаровских

М.В. Шалагинова

 

Г.Орлов, 2016

 

 

Вопрос профилактики правонарушений на сегодняшний день остается одним из самых актуальных и общественно значимым. Специальные учебно-воспитательные учреждения рассматриваются как промежуточный этап в системе реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Поэтому основной целью их функционирования является организация условий для успешной реализации реабилитационной парадигмы. За период пребывания ребенка в специальном учреждении,  у него формируются умения и навыки, необходимые для  адаптации в социуме.

Для успешной социализации воспитанников учебно-воспитательного учреждения актуальны две группы условий: внутренние и внешние.

Внутренние условия – это собственно качество реабилитационных программ, реализуемых учреждением, содержание создаваемой среды и вопрос своевременности выпуска.

Внешние – это условия социума, в которые попадает воспитанник после выпуска. Как учесть потребности, способности ребенка и возможности условий,  обеспечить преемственность и адресную помощь,  объединить усилия специалистов разных ведомств, включенных работу с несовершеннолетними правонарушителями в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», преодолеть деструктивное влияние и стереотипы социума,  восстановить и сформировать конструктивное взаимодействие?

Социальная услуга комплексного адресного сопровождения несовершеннолетних с учетом всех этапов реабилитации позволит решить проблему межведомственного взаимодействия, объединения усилий семьи, учебно-воспитательного учреждения и школы, из которой прибыл воспитанник для профилактики повторных правонарушений, восстановления детско-родительских отношений, организации постинтернатного сопровождения выпускников СУВУ.

На данном этапе мы встречаемся с проблемами, обусловленными в основном, внешними факторами, а именно:

-проблема межведомственного взаимодействия (нежелание сотрудничать по вопросам каникул, досрочных выпусков, непонимание важности этих  форм поощрений для дальнейшей успешной социализации воспитанников, не предоставление информации для составления адресного маршрута постучилищной адаптации подростка, отсутствие ответов на запросы о постучилищной адаптации и др.);

— отсутствие преемственности  в реабилитационной деятельности, проводимой  СУВУ, субъектами системы профилактики по месту жительства подростка, о чем свидетельствуют показатели рецидива;

-недостаточно эффективная профилактическая деятельность с семьей несовершеннолетнего, тогда как, социальный фронт семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка, его влияние нельзя исключить или не учитывать. В то время, как на местах такой важный социальный институт, как семья, полностью игнорируется, не учитываются проблемы семьи, не оказывается никакой помощи, отсутствует работа по восстановлению и развитию воспитательных и социально — адаптационных функций семьи для принятия ребенка после выпуска из СУВУ.

Решением многих проблем мы видит в повышении эффективности  деятельности субъектов профилактики при работе с семьей и оказание ей квалифицированной помощи. Основной целью сопровождения семьи является, именно, восстановление или развитие воспитательных и социально-адаптационных функций семьи. Для этого необходимо:

1.Установить доверительные отношения с родителями.

2. Мотивировать их к совместной работе по анализу имеющихся проблем. (диагностика семьи с целью выявления нужд, проблем, особенностей развития, жизнедеятельности, потенциала семьи)

3.Выработать новые формы взаимодействия и организации жизни семьи, организовать процесс коррекции и реабилитации (оказание,  предусмотренных действующим законодательством, мер социальной поддержки, помощь в организации бытового устройства ; применение инновационных социальных технологий, лечение родителей от алкогольной зависимости, трудоустройство родителей, закрепление ответственного лица, курирующего индивидуально-профилактическую работу с родителями и др.).

Изучив  опыт работы регионов по данному вопросу, мы пришли к выводу, что более эффективную деятельность в этом направлении можно организовывать на основе восстановительных технологий. Реагирование на правонарушение должно способствовать пониманию и осознанию нарушителем последствий собственных действий для других людей.  В восстановительные программы вовлекаются родственники и ближайшее окружение несовершеннолетнего, которые участвуют в анализе причин произошедшего, предлагают ресурсы для изменения ситуации и поведения своего ребенка или родственника. Реагирование на криминальную ситуацию должно способствовать формированию нравственного ориентира в отношениях между людьми.  Восстановительный способ реагирования на правонарушение в отличие от карательного предполагает, прежде всего, ответственность нарушителя, а не его наказание. Опыт применения Восстановительного подхода показывает, что при способе действий, где исходной точкой служат позитивные ресурсы человека (потребности, способности и  возможности развития) складываются отношения взаимного доверия и сотрудничества между специалистами и их подопечными. Реагирование на правонарушение должно способствовать укреплению семьи и родственных связей несовершеннолетнего правонарушителя, стимулированию их способности влиять на несовершеннолетнего и справляться с его поведением (психологи охарактеризовали бы это как развитие неформального социального контроля).  (таблица)

Педагоги училища, как никто заинтересованы в максимально полном использовании  «воспитательного» потенциала семьи. При поступлении ребенка проводится глубокий анализ его социального окружения, составляется характеристика микросоциума несовершеннолетнего. Выявляются сильные и слабые стороны семьи, значимые для несовершеннолетнего личности, возможности семьи, ее потребности и проблемы, определяются риски и факторы, тормозящие сотрудничество.

Решение данной проблемы мы видим в создании индивидуального маршрута коррекционной – реабилитационной работы с семьей, который бы определил порядок взаимодействия органов  и учреждений системы профилактики с семьей, находящейся в социально-опасном положении. (приложение 1)

Таким образом, только тесное поли профессиональное взаимодействие всех субъектов и учреждений системы профилактики позволит решить проблемы каждой конкретной семьи, повысит статус института семьи, что несомненно будет способствовать, обеспечению психологического комфорта, эмоционального благополучия, успешной социализации подростков и позволит  подготовить базу для создания подробного маршрута сопровождения выпускника.

Маршрут постучилищной адаптации — это инструмент взаимодействия училища с другими учреждениями и специалистами, принимающими участие в сопровождении.

На основе собранной информации на итоговом консилиуме определяется уровень социальной адаптации выпускника, который может быть кризисным, неблагополучным, удовлетворительным или благополучным.

 

Кризисный уровень: выпускник находится в социально опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения его безопасности и благополучия.

Неблагополучный уровень: существуют значительные трудности, с которыми выпускник самостоятельно не сможет справиться и которые негативно повлияют на качество его жизни и профессиональную адаптацию; если не оказать ему поддержку или не вмешаться в ситуацию, выпускник может оказаться в социально опасном положении.

Удовлетворительный уровень: существуют некоторые трудности, но выпускник в состоянии с ними справиться самостоятельно или ему требуется небольшая поддержка; трудности выпускника не окажут существенного влияния на качество его жизни и профессиональную адаптацию; отсутствует риск того, что выпускник окажется в социально опасном положении.

Благополучный уровень: выпускник способен справиться со своими жизненными задачами, профессионально адаптирован, располагает достаточными условиями для полноценной адаптации.

Уровень адаптации выпускника будет определять, какой тип сопровождения ему требуется — интенсивный или поддерживающий.

Поддерживающее сопровождение организуется при удовлетворительном уровне социальной адаптации выпускника предусматривает периодический контакт куратора и выпускника. Усилия куратора в данном случае направлены на то, чтобы обеспечить сохранение достигнутых результатов.

Интенсивное сопровождение предназначено для выпускников при кризисном или неблагополучном уровне социальной адаптации. Интенсивное сопровождение предусматривает систематическую совместную деятельность куратора, наставника и выпускника по нерешенным проблемам, постоянный контакт, привлечение внешних дополнительных ресурсов.

На современном этапе сопровождение выпускника будет наиболее эффективным через внедрение системы наставничества.

Мы видим маршрут сопровождения выпускника следующим образом.

(приложение 2)

Тесное сотрудничество в вопросе социального сопровождения окажет значительную помощь учащимся СУВУ . Когда рядом с выпускником взрослый, который дает ему поддержку в новых жизненных ситуациях, способствует становлению его самостоятельности. Такая преемственность  взаимодействия с выпускником поможет решить многие проблемы социально-психологического  характера.

 

Список литературы

. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.

. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120-ФЗ.

Ефимова Н. С. психология взаимопонимания психологический практикум. — СПб.:Питер, 2004. — 176 с.

Ерофеева, С. В. Формирование социально-адаптированной личности. — Режим доступа: http: //www.nashi-deti.ru):

Дорожкина, О. Трудная пора жизнеустройства // Социальная работа. — 2003. — № 1 — С. 30-32

Дроздова, А. П. Влияние среды на воспитание личности. — Режим доступа: http: //www.book-chel.rulind.php

Миронова, М. И. Начало пути. — Режим доступа: http: //www.dp5.ru/O-RKD/demo

Орсаг, Ю. В., Паншина, О. Н., Красиков, А. С. Модель службы сопровождения профессионально-личностного становления воспитанников детского дома // Вестник психологической и коррекционно-реабилитационной работы. — 2007. — № 1 — С. 69 — 74

Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Пособие для социальных менеджеров, психологов, психосоциальных работников/ Беличева С. А., Елизаров А. Н., Кардашина О. В., Раскин В. Н., Пономарев А. В.; Под редакцией Беличевой С. А.- М.:«Социальное здоровье России», 2003. — 196 с.

Потребности ребенка. В центре внимания — адаптация к жизни в обществе: Материалы международной практической конференции 24-25 октября 2006 года/ Под ред. Апанасевича В. С. — Апатиты, 2006. — 116 с.

Социальная энциклопедия/ Министерство труда и социального развития/ Под ред. А. П. Горкина. — М.: 2000. — 438 с.

Чепурных, Е. И. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях// Народное образование. — 2001. — № 7. — С. 45 — 56.

Шульга, Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы. / Т. И. Шульга. — М.: 2003. — 400 с.

Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение и понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — М.: Добросвет, 2000. — 596 с.

Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот/ Алиева М. А, Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Трошихина Е. Г. и др.; Под ред. Трошихиной Е. Г. — СПб., 2000. — 201 с.

Ярославцева, Н. В. система мер по оптимальному жизнеустройству детей-сирот // Работник социальной службы. — 2003. — № 2 — с. 25 — 28)

Маршрут коррекционной – реабилитационной работы с семьей.

ФИО учащегося:______________________________________________________

Структура и состав семьи: ____________________________________________________________

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬИ

Проблемы, недостатки

Положительный потенциал семьи

Задачи коррекционно – реабилитационной работы с семьей

Формы работы

Ответственные

1. Тип детско-родительских      отношений:— демократический;

— протекция-опека;

— авторитарное воспитание;

— безнадзорность.

 

2. Уровень воспитательного потенциала семьи:

— высокий уровень;

— средний (критический);

— низкий.

 

3.Тип сотрудничества:

— деятельно – продуктивный;

— разумно – согласованный;

— декларативно – согласованный;

— конфликтный.

 

1. Активизи-ровать роди-тельскую позицию, формировать социальное партнерство с семьей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей.

 

3. Формировать навыки конструк-тивного взаимодействия с ребенком (в том числе в реальном общении).

4. Создать систему анкетирования родителей.

 

 

 

5. Использовать (внедрять)  новые формы работы с родителями.

— предоставление пакета информационных документов (знакомство с правилами СУВУ, извещения, письма, общение и т.п.);-установление контакта с семьей (консультации, беседы);

-информирование родителей о стратегии деятельности образовательного учреждения по отдельным вопросам обучения и воспитания;

-диагностика семьи: оценка детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, выявление психотравм, и т.д.

 

— консультации, тренинги, родительские собрания, лектории, круглые столы, и т.д.

 

 

— тренинги детско-родительских отношений, совместные праздники, походы и т.п.

 

 

 

 

 

 

Примеры анкет:

— выяснение ожиданий родителей;

— выяснение уровня осведомленности родителей по той или иной проблеме;

— выяснение позиции родителей по тому или иному вопросу, и т.д.

— день открытых дверей,

семейные конференции, интернет-общение (скайп) т.д.

 

Администрация, педагоги СУВУ, субъекты профилактики на местах.

 

МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ СЕМЬИ

Проблемы, недостатки

Положительный потенциал семьи

Задачи коррекционно – реабилитационной работы с семьей

Формы работы

Ответственные

1. По материальной обеспеченности семьи:— с высоким материальным достатком;

— со средним материальным достатком;

— с низким материальным достатком;

— нуждающиеся (за чертой бедности).

2. Характеристика жилищно-бытовых условий.

наличие собственного жилья;

— жилая площадь, кол-во комнат;

— качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п. в нормальном состоянии, ветхий, аварийный комнаты сухие, светлые, проходные, количество окон и прочее).

— благоустройство дома, квартиры (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.)

-санитарные условия;

— кол-во человек, проживающих на данной площади.

 

 

 

  • установить контакт с членами семьи;
  • выявить существо семейных проблем и причин их возникновения;
  • определить план вывода семьи из тяжелой ситуации, оказание необходимой помощи и поддержки, стимулирование родителей к самопомощи;
  • реализовать намеченный план, через привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно.

 

— наставничество;- патронаж;

— шефство;

— решение бытовых и  жилищных проблем;

-оформление материальной помощи(по необходимости)

— мотивация родителей на изменение ситуации;

-трудоустройство, обучение через ЦЗН, и т.д.

Субъекты профилактики на местах

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Проблемы, недостатки

Положительный потенциал семьи

Задачи коррекционно – реабилитационной работы с семьей

Формы работы

Ответственные

Социально-правовая устойчивость семьи:— социально – устойчивая, благополучная в воспитательном отношении;

— социально — устойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении;

— социально — неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении;

— социально – неустойчивая, негативная в воспитательном отношении (алкогольная, сексуальная деморализация, наркотическая зависимость;

семья вступающая в конфликт с законом; преступная;

психически отягощенная)

 

 Восстановить воспитательные и социальные функций семьи. — профилак-тическая работа- просвети-тельская деятельность

— лечение

Субъекты профилактики на местах

 

ФГОС ставит перед образовательным учреждением определенные задачи:

Уровень воспитательного потенциала:

Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе.

Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.

Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.

 

Тип детско-родительских отношений:

Гиперпротекция (протекция — опека)

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителями.

Гиперпротекция (авторитарное воспитание)

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти.

Гипопротекция (безнадзорность).

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону.

Тип сотрудничества:

— деятельно – продуктивный, характеризующийся большой ответственностью и заинтересованностью жизнью ребенка;

— разумно – согласованный, характеризующийся пониманием задач воспитания, стремлением действовать согласованно, однако реализация задач сдерживается рядом субъективных причин (недостаточность опыта, знаний, низкая педагогическая культура);

— декларативно – согласованный, характеризующийся внешней согласованностью, но внутренней разобщенностью воспитательных усилий педагогов и родителей;

— конфликтный  — характеризующийся отсутствием открытости, стремления идти навстречу в решении воспитательных задач, относительно своего ребенка, взаимные упреки, обвинения.

 

Социально-правовая устойчивость.

1)социально — устойчивая, благополучная в воспитательном отношении — воспитательно сильная;

2) социально — устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении — воспитательно неустойчивая, воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

3) социально — неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении — воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой;

4)социально – неустойчивая, негативная в воспитательном отношении — маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); вступающая в конфликт с законом; преступная; психически отягощенная.

 

Маршрут постучилищной адаптации — это инструмент взаимодействия училища с другими учреждениями и специалистами, принимающими участие в сопровождении.

На основе собранной информации на итоговом консилиуме определяется уровень социальной адаптации выпускника, который может быть кризисным, неблагополучным, удовлетворительным или благополучным.

Кризисный уровень: выпускник находится в социально опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения его безопасности и благополучия.

Неблагополучный уровень: существуют значительные трудности, с которыми выпускник самостоятельно не сможет справиться и которые негативно повлияют на качество его жизни и профессиональную адаптацию; если не оказать ему поддержку или не вмешаться в ситуацию, выпускник может оказаться в социально опасном положении.

Удовлетворительный уровень: существуют некоторые трудности, но выпускник в состоянии с ними справиться самостоятельно или ему требуется небольшая поддержка; трудности выпускника не окажут существенного влияния на качество его жизни и профессиональную адаптацию; отсутствует риск того, что выпускник окажется в социально опасном положении.

Благополучный уровень: выпускник способен справиться со своими жизненными задачами, профессионально адаптирован, располагает достаточными условиями для полноценной адаптации.

Уровень адаптации выпускника будет определять, какой тип сопровождения ему требуется — интенсивный или поддерживающий.

Сопровождение через внедрение системы наставничества.

Интенсивное сопровождение предназначено для выпускников при кризисном или неблагополучном уровне социальной адаптации. Интенсивное сопровождение предусматривает систематическую совместную деятельность куратора, наставника и выпускника по нерешенным проблемам, постоянный контакт, привлечение внешних дополнительных ресурсов.

Поддерживающее сопровождение организуется при удовлетворительном уровне социальной адаптации выпускника. предусматривает периодический контакт куратора и выпускника. Усилия куратора в данном случае направлены на то, чтобы обеспечить сохранение достигнутых результатов.

 

Маршрут сопровождения выпускника.

ФИО __________________________________________________________

Сферы

жизнедеятельности

Исходный потенциал

Планы, перспектива

Направления деятельности субъектов профилактики

Ответственные

Образование

-уровень основного общего образования;-уровень профессионального образования;

— личностные качества

— учебная мотивация

 

информация о вариантах продолжения образования выпускника -создание условия для продолжения образования;-работа по бронированию бюджетных мест в ОУ общего начального и среднего профессионального образования;

— решение вопросов, прохождения практики и трудоустройства после выпуска;

— оказание юридической, психологической помощи.

родителидиректор ОУ

субъекты профилактики

соц. педагог,

кл. руководитель

 

Трудоустройство -уровень профессионального образования;-уровень трудовой мотивации;

-профессиональные и личностные качества.

— информация о вариантах и возможностях трудоустройства;- служба в армии. -решение вопросов трудоустройства, квотирование рабочих мест (консультирование и предоставление льгот выпускникам, впервые ищущим работу);- помощь в оформлении документов;

— оказание юридической, психологической помощи.

родителиЦЗН

субъекты профилактики

военкомат

Материальные и жилищные условия

характеристикаматериальных и жилищных условий подростка Информация о планах— получение льготного жилья;

— съемное жилье и т.д.

— обеспечение сохранности жилья;- помощь выпускникам в получении льготного жилья;

— правовая и информационная помощь, разъяснение гарантий, льгот;

-оказание помощи в ремонте жилья выпускников,

-работа с задолженностью выпускников по коммунальным платежам.

родителисубъекты профилактики

специалист органа опеки и попечительства

СЗН

соц. педагог

 

Здоровье

сведения о состоянии здоровья, нахождении на медицинском учете, уровень сформированности навыков ЗОЖ -отказ от вредных привычек;— лечение;

— занятие спортом.

— профилактика употребления ПАВ;-взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) диагнозов.

-лечение

родителисубъекты профилактики

здравоохранительные учреждения

соц. педагог

Социальное окружение

Имеет надежную сеть поддержки, умеет определять степень риска в контактах, отказывается от крайне рискованных контактов, прервана связь с криминальной группой, отказ от криминальных установок, и.т.д. -отказ от криминально-настроенного окружения;— имеет глубокие криминальные установки (риск рецидива) — создание новой или реконструкция старой социальной сети (сетевое собрание)  родителисубъекты профилатики

соц. педагог

 

Досуговая деятельность, общественно-полезный труд

информация о занятости подростка: кружки, секции; личные достижения. информация о вариантах организации досуга — создание среды позитивного общения;-помощь в организации досуга и отдыха: включение в группу сверстников с положительными ЦО, привлечение выпускников в молодежные клубы, общественные организации, волонтерские движения. родителисубъекты профилактики

соц. педагог

 

 

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1822.html, 2016. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1822).




опен стат