Обеспечение преемственности введения ФГОС дошкольного и начального общего образования (из опыта работы) | Жизнь отрасли "Образование"

Обеспечение преемственности введения ФГОС дошкольного и начального общего образования (из опыта работы)

Автор: Учитель начальных классов Нейман Наталия Ивановна, выдан сертификат АВ15 №1821

Скачать материал

 

Обеспечение преемственности введения   ФГОС дошкольного и начального общего образования (из опыта работы)

Нейман Наталия Ивановна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ» пст.Мадмас

                     «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,

             что делал вчера. Пусть новое появляется  в его жизни

            постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

В.А.Сухомлинский

 

Поступление в школу – это переломный момент в жизни ребенка. Ведь у ребенка начинается новый этап в развитии. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной готовности на личностную, т.е. во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения. Желание учиться, познавать что-то новое опирается на уже полученные знания в детском общеобразовательном учреждении, поэтому преемственность между дошкольным и начальным образованием рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Проблема преемственности актуальна во все времена, а в настоящее время очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась с теми идеями, которые отражены в федеральных стандартах дошкольного и начального общего образования. Преемственность понимается не как преемственность по учебным предметам между дошкольным и начальным образованием, а как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания. Несомненно, преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – это дошкольная ступень, которая, как писал Н.Н.Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой стороны – это школа, которая подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Наша задача – создать условия для успешной адаптации младших школьников. Новые стандарты требуют реализации следующих определенных целей:

-развитие физических качеств (укрепление физического здоровья);

-формирование предпосылок учебной деятельности ( формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности);

-формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств  (духовно – нравственное развитие и воспитание).

Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. К данным предпосылкам можно отнести:

1.Умение управлять своим поведением;

2. Умение планировать и контролировать свои действия;

3.Умение слушать учителя;

4. Умение выполнять требования учителя.

Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, которая создает общий благоприятный фон для физического, эмоционального и  интеллектуального развития ребенка в детском саду и начальной школе.

Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

-согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях;

-обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду;

-совершенствование форм организации и методов обучения в детском саду и начальной школе.

Через все эти направления четко прослеживается работа по преемственности МБОУ «СОШ» пст.Мадмас и МБДОУ «Детский сад» пст.Мадмас.

1.Методическая работа, которая включает в себя изучение методов и форм воспитательно – образовательной работы:

-взаимопосещение открытых занятий в детском саду и уроков в начальной школе;

-рекомендации работающих в детском саду воспитателей;

-участие воспитателей детского сада и учителей начальной школы в совместных педсоветах, семинарах, методических объединений.

2.Работа с детьми состоит из:

-организации экскурсий в школу;

-организации выставок детских работ;

-организации мероприятий с учащимися начальной школы;

-посещение воспитателями детского садика праздничной линейки 1 сентября.

3. Работа с родителями предполагает:

-встречи учителей начальной школы с родителями будущих первоклассников;

-анкетирование родителей по проблеме « Растим будущего школьника»;

-организацию работы «педагогической гостиной» для родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки детей к школе.

Такая работа по преемственности определяет следующие результаты: во – первых, повышается компетентность родителей, во – вторых, наблюдается открытый диалог в рамках сотрудничества, в следствии чего мы наблюдаем безболезненную адаптацию и обеспечение равных стартовых возможностей учащихся. Подводя итог, можно сказать, что такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Педагоги детского садика и школы имеют  реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости. Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, ведет к успешной адаптации детей. Как говорил В.А.Сухомлинский «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

 

Используемая литература:

1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2.Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования //ж.Начальная школа, 2002г. №1

3.А.А.Сидорова, О.М.Лесина. Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1821.html, 2016. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1821).




опен стат