Мой логопедический опыт

Автор: учитель-логопед Рожкова Лариса Викторовна, выдан сертификат АВ15 №1820

Скачать материал

 

Рожкова Лариса Викторовна,

учитель-логопед, МАДОУ «Пингвин»,

г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкий АО

 

« Из личного опыта»

 Учителем-логопедом я работаю с 1994года. Первые годы учительства в 1994-1995 годах были годами поиска педагогического жизненного пути. Самые первые трудовые будни начались  у меня  в  школе.  Проработав  7 лет в школе, пришла к мысли, что это еще не совсем  то,  чего я хочу. Я поняла, что мне больше нравится общаться  с детьми  дошкольного возраста, чем со школьниками. В 2000 году я пришла работать в детский сад, где и работаю до сих пор.

Наконец-то,  я нашла свою стезю. Об этом сейчас нисколько не жалею, поскольку практически обучилась методам обучения, воспитания и  взаимодействия с детьми, имеющими нарушения  речи и имею опыт по формированию произношения у таких детей.

Работа  учителя-логопеда, как всякого педагога, – это сложная, значимая и творческая профессия. Чтобы достичь положительных результатов, надо работать с интересом  и с большим желанием. Надо быть профессионально компетентным, постоянно пополнять свои  знания, иметь активную жизненную позицию. Время не стоит на месте. И современный педагог должен сегодня уметь многое: разрабатывать проекты, грамотно проводить планирование и анализ своей работы, владеть компьютерными технологиями и т.д.

 

Диагностика

       Диагностическая работа — средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка. Под них в перспективе подстраивается вся система коррекционно-логопедической работы. В рамках диагностики я действую по следующему  алгоритму:

ü     изучаю уровень и динамику речевого развития детей;

ü     выделяю детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;

ü     конструирую  индивидуальные программы логопедической работы с детьми профилактической или коррекционной направленности.

В основе моего  логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваю тем, что исследуют все стороны речи и все ее компоненты, причём на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.

В логопедическое обследование включаю следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции,  их подвижность.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развернутой речью.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняю со слов матери, воспитателя  и на основании представляемой документации.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя). Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения заполняю  на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Прежде всего, выявляю уровень развития интеллекта ребенка и подробно анализирую его речь. Состояние интеллекта — основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Обследование начинаю с беседы. Тему для беседы и пособия, которые использую, обдумываю и подбираю заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы стараюсь установить контакт с обследуемым. А также выявить, как понимает ребенок мою  речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают мне получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Данные о строении органов артикуляции  получаю на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаю, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечаю свободу и быстроту движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Другим методическим приемом обследования для меня   является активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую организую сама или воспитатель, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий;

2) классифицировать предметы,  изображенные на картинках по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название «Четвертый лишний»: из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Использую и настольные игры, различные лото.

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку.

Полноценное понимание речи — необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, изучаю все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), ориентируюсь на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.;  в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи  стараюсь не требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаю:

а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение;

г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, определяю бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса подбираю необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т.д.

Обследуя словарь ребенка, обращаю внимание  на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

При обследовании грамматического строя выявляю характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные), особое внимание обращаю на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов. Для данного обследования  отбираю сюжетные картинки, ответы на которые требую составления различных видов предложений: простого (Мальчик идет), простого распространенного — с употреблением дополнения прямого (Девочка читает книгу) или косвенного с употреблением предлогов (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя могу поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа прилагательных.

Анализируя ответы детей, обращаю внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками — заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения подбираю предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.  Если ребенок неправильно произнес звук в слове, предлагаю произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечаю характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все — же путает их,  проверяю, различает ли он их по слуху.

Для этого проделываю  следующие виды работ: а) повторить   за мной сочетания звуков,  типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать одну из названных  картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка — миска или крыса — крыша и т.п.).

Обследование речи провожу в различных видах деятельности ребенка — игре, учебе, наблюдаю его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

При кратком обследовании  могу предложить ребенку произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например: Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки

(свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Процедуру изучения речи детей я стараюсь максимально приблизить к  привычным и естественным для дошкольников видам деятельности (игра, коммуникация и т.д.). Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Я заранее продумываю такие приёмы, которые позволяли бы при минимальных затратах времени получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии речи детей и установить степень её соответствия или несоответствия некоторым средневозрастным и легко обнаруживаемым показателям.

При выполнении специальных диагностических заданий я работаю с одним ребёнком. Стараюсь также предусмотреть возможность оказания детям дозированной помощи в ходе обследования, тем самым выявляя для планирования дальнейшего логопедического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития.

Таким образом, грамотное решение задач диагностики и  очерчивание «проблемного поля», в  котором предстоит работать, во многом предопределяет успешность моей дальнейшей деятельности. Это помогает, с одной стороны, отобрать основные организационные формы, методы и содержание профилактического и коррекционного  воздействия по отношению ко всем и каждому из детей; с другой стороны, закладывается основа для установления эффективной  «обратной» в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания её результатов.

 

Коррекционно-развивающая работа

Цель  моей коррекционной работы, заключается в том, чтобы  устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи:

— формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных  навыков, звукопроизношения);

— совершенствовать фонематический слух;

— совершенствовать умения в усвоении лексических и грамматических средств языка;

— совершенствовать навыки связной речи.

Дети должны научиться:

ü     фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

ü     правильно передавать слоговую структуру слов с исправленными звуками, используемых в самостоятельной речи;

ü     пользоваться в самостоятельной речи исправленными звуками в простых распространенных и сложных предложениях, при пересказе, в диалогической речи;

ü     владеть навыками словообразования с исправленными звуками: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;

ü     грамматически правильно оформлять фонетическую сторону самостоятельной речи в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко.

Свою логопедическую   работу я   строю и веду с учётом особенностей психики и речевых нарушений. Успех этой работы во многом зависит от того, насколько учтены типические и индивидуальные особенности проявления недоразвития речи у детей-логопатов.

В алгоритм коррекции и развития входит:

  • обследование (входная диагностика);
  • формирование  логопедической  группы;
  • проведение коррекционно-логопедической работы;
  • промежуточная диагностика;
  • формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, итоговая диагностика;
  • популяризация логопедических знаний среди родителей.

Планированию коррекционной-развивающей работы предшествует комплексное обследование детей с целью установления характера, особенностей и степени проявлений дефекта. Затем проводится индивидуальное собеседование.

Содержание  коррекционно-развивающей деятельности строится мною  с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно — эстетического развития детей. Коррекционно-развивающая  логопедическая работа проводится поэтапно.

Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произнесения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Постановка звуков проводится индивидуально. Автоматизация и дифференциация звуков может осуществляться на подгрупповых занятиях. Важное место на данном этапе я отвожу формированию потребности в речевом общении; развитию слухового и зрительного восприятия. Широко использую упражнения по развитию «мелкой» моторики рук.

Содержание второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического оформления речи. Помимо логопедических занятий эта работа ведётся в ходе учебной и игровой деятельности воспитанников.

На третьем этапе главное внимание уделяется развитию и формированию связной речи, т.е. коррекции речемыслительной деятельности  воспитанников.

Содержание и  структура моей работы во многом зависят от заключения нарушения речи, структуры дефекта,  этиологии, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального  и ближайшего развития», личностно–ориентированного  подхода.

Логопедическая помощь осуществляется на индивидуальных и  подгрупповых занятиях. Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком  я вношу в неё изменения.  Подобная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяю, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов.  Моё логопедическое занятие состоит из нескольких взаимосвязанных частей т.к.  направлено на развитие речевых и психомоторных функций.

Известно, что результат деятельности учителя-логопеда ДОУ во многом зависит от организации и создания условий его деятельности.

График проведения коррекционной работы составляю таким образом,  чтобы в основном  работать в первую половину дня и только один день в неделю  во вторую половину дня, для того чтобы проводить консультации для родителей. Коррекционная работа во второй половине дня отличается малой продуктивностью: у детей наблюдается утомляемость, не удается провести занятия со всеми запланированными детьми по причине  их раннего ухода домой.

Для решения коррекционных задач в  МАДОУ оборудовала логопедический кабинет. В кабинете созданы  все  условия для централизованной практической работы по коррекции речи детей, для роста научно – методического уровня, для оказания методической помощи педагогическому составу, родителям и  пропаганды  логопедических знаний. Логопедический кабинет поделен на 3 функциональные зоны. Организующим элементом первой зоны служат логопедические парты, где проводятся  занятия по постановке звуков, их автоматизации, и дифференциации. Там же  располагаются контейнеры с логопедическими зондами, спирт и вата. Продумано направление освещения, подобраны соответствующие возрасту детей стулья. В оборудование второй зоны входят письменный стол и стул логопеда, стулья для ребенка и родителей, шкафы для хранения документации, книг, наглядных пособий, игрушек. Третья зона – техническая; она включает раковину для мытья рук. Считаю такое предметно-пространственное расположение  логопедического кабинета оправдано, так как создает рациональную организацию моей профессиональной деятельности, что в свою очередь благоприятно сказывается на коррекционном процессе.   Рабочая зона кабинета оснащена необходимым оборудованием, согласно санитарно – гигиеническим нормам и требованиям.

Оборудование соответствует эстетическим, санитарно – гигиеническим требованиям, возрастным и психофизическим особенностям детей, носит развивающий характер.

Я создала  богатую творческую лабораторию:  подобран  материал  по формированию произношения, по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, изготовлены памятки для воспитателей, родителей.

В логопедическом кабинете имеется библиотека, которая включает в себя следующие разделы:

  • § инструктивно – методический материал по организации логопедической работы;
  • § программы коррекционного воспитания и обучения детей с различными речевыми нарушениями;
  • § специальная литература, детская литература (различной тематики);
  • § периодические издания  логопедической направленности.

Для практической работы собрала дидактический (наглядный и раздаточный) материал, который систематизировала в соответствии с основными направлениями коррекционной работы: обследование (альбомы логопедического обследования, папки по обследованию психологической базы речи), звукопроизношение (различные виды логопедических лото, альбомы и др.), развитие фонематического слуха и восприятия.

Логопедические технологии.

       Логопедические занятия носят комплексный характер и тем самым включают в себя разнообразные технологии, как традиционные, так и нетрадиционные, они являются эффективными средствами коррекции,  помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

В  своей практической деятельности  я применяю следующие логопедические технологии:

1.Дыхательная гимнастика и развитие голоса

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

На занятиях  я  учу детей правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания), развиваем такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность

С помощью дыхательной гимнастики:

ü     формируется умение дышать через нос;

ü     развивается умение дифференцировать носовое  и ротовое дыхание;

ü     вырабатывается умение делать глубокий  вдох через нос и длительный, плавный выдох через рот, при этом происходит движение диафрагмы.

2. Артикуляционная гимнастика

Важной и неотъемлемой частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

ü      улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

ü     улучшить подвижность артикуляционных органов;

ü     укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

ü     уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Продолжительность гимнастики зависит от возможностей детей, как правило, не более 5 минут.

3.Физкультминутки. Развитие общей моторики. Речь с движением.

                  Физкультурная минутка состоит из нескольких упражнений для больших групп мышц.

На занятиях я использую подвижные игры, в которых есть речь с движением, стихи с движением, а также  физкультминутки  в компьютерных презентациях. Можно использовать музыку, песенки.

4.Пальчиковая гимнастика

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.

5.Психогимнастика

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам саморасслабления и развития умения выражать эмоциональные состояния.  В ходе коррекционно-развивающих занятий я использую элементы психогимнастики, с учетом концентрического метода «от простого к сложному», которые доступны детям по содержанию.

6.Упражнения на релаксацию

Комплекс используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство во время логопедического занятия, можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия.

7.Кинезеологические упражнения

         Кинезеологические  упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок», а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Система работы по взаимодействию с другими участниками образовательного процесса и коррекционно-развивающего обучения

Мною налажено тесное  сотрудничество со всеми специалистами детского сада: воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, руководителем по физическому воспитанию, медицинским работником.

В своей работе стараюсь  выбрать по отношению к каждому из коллег такой способ общения, где наилучшим образом сочетается индивидуальный подход с утверждением коллективистских принципов нравственности. Работа проводится  в тесном взаимодействии со специалистами ПМПК МАДОУ. На заседаниях ПМПК проходит обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводятся  консультации с педагогами, посещение занятий с целью наблюдения за детьми — логопатами.   Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, я  координирую и объединяю свои действия с психологом, определяя психологическую нагрузку, корректируя  имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно развиваться и обучаться.

Взаимосвязь в работе с воспитателями группы способствует закреплению сформированных мной первичных речевых навыков у детей.

Совместно с музыкальным руководителем мы проводим  работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве,  что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

С инструктором по физической культуре развиваем двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствуем моторные навыки, формируем игровые навыки.

Взаимодействие с родителями

             Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Особенно, я считаю, это важно в работе с детьми-логопатами, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Я считаю, что для того чтобы  облегчить  свою работу и ускорить успехи ребёнка, необходимо привлекать родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, лежит  в основе работы с родителями.

В начале моей практической деятельности передо мной возникли проблемы: Как же логопед детского сада должен построить свою работу? С чего начать? Как построить свою работу, чтобы добиться желаемого результата?

Поскольку дети приходят в детский сад из семьи, где проводят большее количество времени, то немаловажное значение имеет,  как родители общаются с ребенком, осуществляется ли контроль  над его звукопроизношением. Ведь семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Поэтому я  стараюсь установить  доверительные отношения, психологический контакт с родителями, т.к. считаю, что  логопеду тогда будут  доверять,  и с ним будут плодотворно сотрудничать, когда убедятся в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка.

При первой же встрече с родителями, считаю, необходимо понравиться родителям,  представить себя в наиболее выгодном свете.  Сразу скажу: не надо изображать чрезмерную компетентность, это будет выглядеть фальшиво и не следует  трястись от страха, показывая свое волнение — этим можно добиться обратного эффекта.

На первом родительском собрании желательно расположить к себе родителей, т.е. воспроизвести впечатление.  Четко обрисовываю проблемы в речевом развитии всех детей группы, не переходя на личности, представляю несколько вариантов развития последующих событий как позитивных, так и негативных – в случае нежелания родителей участвовать в коррекционном процессе. Разъясняю, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома. Проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Родители должны понять и уяснить важность своего участия в работе по коррекции  речевого развития детей.

Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности. Во избежание этих проблем при возникновении вопросов родителей о конкретном ребенке,  ссылаюсь на личную  индивидуальную консультацию.

Стараюсь никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела.  Сделаю все, что можно.  Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться.  Мы должны постараться вместе это преодолеть», — вот примерный набор фраз, которые я  использую в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает практика, иногда возникают непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.

В момент индивидуальной консультации показываю и рассказываю им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркиваю необходимость закрепления достигнутого в детском саду, осуществления контроля и требовательности к ребенку, к его речи.

В своей работе я использую разнообразные формы: родительские собрания, просмотры  индивидуальных занятий, индивидуальные консультации и беседы, семинары – практикумы, круглые столы. К проведению данных мероприятий стараюсь привлечь узких специалистов, воспитателей, детей, родителей, создавая единое сообщество.

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1820.html, 2016. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1820).




опен стат