Применение образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов СПО по дисциплинам права (из опыта работы)

Автор: Преподаватель Подзюбан Е.Л, выдан сертификат АВ15 №1817

Скачать материал

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Южно- Уральский государственный колледж

Применение образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов СПО по дисциплинам права.

(из опыта работы)

Автор: Подзюбан   Елена  Львовна,  преподаватель                              правовых дисциплин.

 

г. Челябинск.

2016 г.

Современный выпускник среднего профессионального образования в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программы должен обладать общими и профессиональными компетенциями.

Основными  целями  системы  среднего  профессионального  образования  яв­ляется  подготовка  конкурентоспособных  специалистов  среднего  звена. Важным является, научить  студента  осмысленно  и  самостоятельно  работать  сна­чала  с  учебным  материалом,  а  затем, с  научной  информацией,  заложить  основы  самоорганизации  и  самовоспитания.

Не все студенты достаточно активны в учебном процессе и не всегда способны самостоятельно  организовать  собственную  учебную  деятельность, научить их этому одна из главных задач преподавателя.

Между  тем  хорошо  известна  истина,  что  человека  невозможно  чему — ни­будь  научить,  если он  сам  не  будет  учиться,  если  он  не  овладеет  уме­ниями  самостоятельно  добывать  знания. Эти  умения  играют  решающую  роль  в  развитии  личности, и  протекают  на  протяжении  всей  жизни.

Российский  психолог  С.  Рубинштейн  установил,  что  становление  личности  человека  возможно  в  ходе  глубоко  содержательной  значимой  деятельности.

Студент  должен  не  только  получать  знания  по  дисциплинам  программы,  но  и,  уметь  самостоятельно  приобретать   новые  научные  знания.  Ещё  в Древней  Греции  представители  пифагорской  школы  Ахит,  Аристокен  ут­верждали, что  новым  знаниям  человека  можно  научиться  у  другого  чело­века  или  овладеть ими  самостоятельно.

Вопрос  о  самостоятельности как  черте  личности ставился  К.Д.  Ушинским.  Одну  из  задач  школы  Ушинский  видел  в  пробуждении  умственных  способностей  и  самостоятельности  в  развитии  желания  и  способности  у  детей  самостоятельно,  без  учителя,  приобретать  новые  знания.

Соответственно  на  современном  этапе  «стратегической»  задачей  самостоя­тельной  работы  является  формирование  готовности (возможно  и потребно­сти)  обучающихся  к  управлению  собственной  познавательной  деятельно­стью  в  системе  «информация – знание – информация»

Основными  признаками  самостоятельной деятельности –её  выполнение  без  непосредственного  участия преподавателя,  но  по его  заданию, путём  прояв­ления  максимальной  самоактивности,  творчества,  инициативы. Таким  обра­зом,  данная  деятельность  состоит  из  двух  частей:

1)  индивидуальная  работа  студентов;

2) система  управления  познавательным  процессом  со  стороны  обучающих.

Самостоятельная  работа студента( далее СРС )    является  одной  из  важнейших  состав­ляющих  учебного  процесса,  в  ходе  которой  происходит  формирование  на­выков и умений

В  результате  самостоятельной  деятельности  студенты  должны  овладеть  следующими  учебными умениями, в соответствии с общими компетенциями:

1. Учебно – коммуникативные:

слушать  и  задавать вопросы;

— выступать  перед  аудиторией;

— вести  диалог,  спор;

—  соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения( ОК12);

2. Учебно – рефлексивные:

— организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);

— объективно  оценивать  результаты  своей  деятельности;

3. Учебно – организационные:

— контролировать  во  времени  свою  учебную  деятельность;

— самостоятельно  определять задачи профессионального и личностного и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);

— работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем (ОК 6);

4. Учебно – интеллектуальные:

— выделять  главное  и  запоминать;

— ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой

базы (ОК 9);

— использовать информационно –коммуникативные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);

— составлять  алгоритм  решения  задачи.

5. Учебно – информационные:

— работать  с текстами  на  бумажном  носителе;

— усваивать  информацию  со  слов  преподавателя;

— осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 4).

Современное  экономическое  положение  обязывает  нас,  преподавателей , раз­вивать  базовые  навыки: способность  работать  в  команде, планированиетворчество,  лидерство,  предпринимательское  поведение, управленческие  на­выки, а также  развитие  у  обучаемых  навыков  использования  рациональных  приёмов,  повышающих  эффективность  и  культуру  умственного  труда.

Деятельность  преподавателей  права  по совершенствова­нию  самостоятельной  работы студентов  можно  свести  к  трём  основным  этапам:

1 этап —  организация   самостоятельной  работы  студентов.

С целью  успешной  организации  разнообразной  самостоятельной  деятельно­сти  студентов преподаватель  использует  следующие  приёмы:

Мотивационные (постановка  цели  учебных  занятий,  показ  практической  значимости  учебно – воспитательной    деятельности  и результатов  труда).

Обучающие (содержательная  помощь) – напоминание,  конкретизация,  поста­новка  наводящих  вопросов.

Стимулирующие (убеждение, одобрение,  поощрение).

Если  умело  сочетать  эти  приёмы,  можно  обеспечить  качественное  усвоение  материала.

На  организацию  самостоятельной  работы  студента  влияют такие  факторы  как   материальная  база  библиотеки, наличие  компьютерных  систем  и  классов.

Многие  студенты  успешно  сочетают  учёбу  в  колледже  с  работой.  Это  реально формирует  у  студента  потребность  в  ин­дивидуальной  самостоятельной  работе.

В    календарных  планах  указаны  разнообразные  формы  организации  самостоятельной  работы  сту­дентов, куда  включаются:

1) перечень  тем  для  самостоятельного  группового  изучения;

2) перечень  вопросов  для  индивидуальной  работы  по теме;

3) краткое  содержание  творческих  заданий,  предлагаемых  для  исследования  и  решения  в  процессе  самостоятельной  работы  и  групп  на  весь  период  изу­чения  курса.

4) семинарские  занятия.

Методы  организации  самостоятельной  работы  могут  быть  разными:

подготовить  сообщение,  реферат, задание,  предполагающее  самостоятельное  освоение  какого – то  раздела  лекционного  курса.

В  организации  самостоятельной  работы  со  студентами  используются  эле­менты  проблемного  обучения. Например, студентам предлагается написать небольшое эссе по темам: «Может ли знание закона решить проблему правонарушений?», «Каким должен быть закон, чтобы его не нарушали?».  К  приёмам  проблемного  обучения  может  быть  отнесено  и  вовлечение  студентов  в  исследование  современных  про­блеем ( смертная казнь – за и против, применение уголовного наказания к несовершеннолетним, «гражданский брак – его плюсы и минусы).

По правовым дисциплинам в рабочих программах и далее в календарно-тематических планах СПО в качестве самостоятельной работы предлагается написание рефератов  и  докладов по различным разделам права.

Например, студентам предлагается:

—  Подготовить доклад о знаменитом юристе. Обратите внимание на то, какую роль сыграли юридические знания в его жизни;

—   Охарактеризовать  определённый  закон, его  положительные  и  негативные  стороны;

—  Раскрыть  понятия  «трудовая  дисциплина».

Доклады, сообщения,  рефераты  позволяют студентам  само­вырожаться,  уметь  говорить  перед  аудиторией, что  является  жизненно  не­обходимым  навыком  для   любой профессиональной  деятельности.

С целью  успешного  написания  реферата  или доклада студенту  даётся  алгоритм  работы:

— найти  необходимую  информацию  по  теме: книги, статьи.

— сопоставить  различные  точки  зрения  на  решения  проблемы ;

— отразить  свой  взгляд  на  решения  проблемы;

— аргументировать  свою  позицию  логическими  доказательствами, фактами, примерами;

— сделать  общие  выводы.

Большой  потенциал  организации  самостоятельной  работы  заложен  в  дело­вых  играх. Подготовка  к ним  предполагает  самостоятельное  творче­ство  студентов. Например, при изучении Закона «О защите прав потребителей» предлагается разыграть «Судебное заседание» по поводу покупки недоброкачественного товара, или возмещение ущерба при неисполнении договорных обязательств.

Исходя  из  сказанного,  мне  представляется  оптимальным  такой  способ  про­ектирования  и  организации  самостоятельной  деятельности  студентов  в  сис­теме  среднего  профессионального  образования,  при  котором:

— основной  акцент  делается  на  организацию  активных  видов  познавательной    деятельности  обучающихся;

— преподаватель  выступает  в  роли  режиссёра  обучения,  готового  предло­жить  студентам  необходимый  комплекс  средств  обучения;

— развитие  индивидуальности  выступает  как  одна  из  главных  образователь­ных  целей.

 

2 этапобучения  формам  и  методам  самостоятельной  работы;

Следует  разграничивать  понятия  «форма  самостоятельной  работы»  и  «метод  самостоятельной  работы».  Если  первое  характеризует  организа­цию  учебной  деятельности  студентов (дидактические  цели,  определения    продолжительности,  содержания  и  характера  деятельности преподавателя  и  студентов),  то  второе – содержание  этой  деятельности (способы  овла­дения  знаниями, умениями  и  навыками, а также  воспитательный  и  разви­вающий  аспекты).

При  изучении  каждой  дисциплины  организация СРС  должна  представлять  единство  трёх  взаимосвязанных  форм:

1.Внеаудиторная  самостоятельная  работа;

2.Аудиторная  самостоятельная  работа,  которая  осуществляется  под  непо­средственным  руководством  преподавателя;

3.Творческая, в  том  числе  научно – исследовательская  работа.

Виды  внеаудиторной  СРС   разнообразны:

– подготовка  и  написания  рефератов,  докладов,  индивиду­альных  работ.

– выполнения  разнообразных  домашних  заданий (решения  задач, ситуаций,  составления  структурно – логических  схем);

– подготовка  к  контрольным  работам,  к  участию  в  конференциях, дебатах  деловых  играх.

– оформления правовой  документации;

Аудиторная  самостоятельная  работа  может  реализовываться  при  проведении  практических  занятий,  семинаров,  выполнения  упражнений  с  целью  закреп­ления  изученного.

Существует  ряд  приёмов  самостоятельной  работы с печатными  источниками  основные  из  них:

-конспектирование – краткое  изложении  прочитанного;

составления  плана  текста (текст  необходимо  разбить  на  части  и  озагла­вить  каждую  часть);

 — тезирование – краткое  изложение  основных  мыслей  прочтённого;

 — рецензирование – написание  краткого отзыва  на  реферат,  доклад  с  выра­жением  своего  отношения к  прочитанному ;

составление  структурно – логических  схем  на  заданные  темы;

составления  матрицы  идей – сравнительных  характеристик  однородных  предметов,  явлений  в  трудах  разных  авторов.

Чтобы  работа  с  учебником  или  с  источником  права  давала  обучающий  эффект,  преподавателю  необходимо  соблюдать  следующие  требования:

— пра­вильный  выбор  материала  для  самостоятельного  изучения (соблюдения  принципа  доступности);

– контроль  за  ходом  выполнения  самостоятельной    работы, оказания  по­мощи.

– работа  с  учебником  не  должна  занимать  весь  урок;

В  современных  условиях  обучаемые  используют  различные  аудио и  ви­деолекции, мультимедийные  программы. С  помощью  компьютера  студенты  получают  почти  неограниченный  доступ  к  первоисточникам,  но  работа,  на­пример, с  различными  справочными  системами («Консультант+»,  «Гарант»,  «Ко­декс»)  должна  быть  обеспечена  соответствующими  рекомендациями.

Полученные  знания  необходимо  закрепить  с  помощью  упражнений,  кото­рые  включаются  в  практические задания.

Большую  роль  в  правовом  образовании  играют  дискуссионные  методы.  Дискуссия  позволяет  развивать  самостоятельность  студентов,  которые  вы­сказывают  свою  точку  зрения  на  проблему. Для  проведения  дискуссии  не­обходимо  сформулировать  определённую  позицию  по  теме  и  попросить  студентов  высказаться. Важно  научить  студентов  доказать  свою  позицию  конкретными  примерами,  юридическими  правилами,  с  ссылкой  на  дейст­вующее  законодательство.  В  процессе  дискуссии  студенты  приобретают  новые  знания  и  закрепляют  то,  что  было  уже  изучено.  Например,  по теме:  «Право  собственности» – группа  студентов  делиться  на  две  подгруппы,  ко­торые  подбирают  материал  о  совместной  и  долевой  собственности,  исполь­зуя  судебную  практику,  вскрывают  пробелы  в  регулировании  данных  пра­воотношений,  вносят  предложения  по  усовершенствованию  законодатель­ства. Правильно  проведённая  дискуссия,  в  отличие  от  других  методов,  по­зволяет  видеть,  что  каждое  утверждение  может  быть  истолковано  по – раз­ному;  его  можно  рассмотреть  с  разных  точек  зрения. Участники  дискуссии  делятся  на  группы  по  3-4  человека  и  в  них  обсуждают  проблему.  Каждая  группа  вырабатывают  свою  коллективную  точку  зрения. Затем  группа  вы­бирает  своего  представителя.  Если  группе  не  нравиться  как  выступает   его  представитель,  она  может  заменить  его  другим.  Если  же  сам  представитель  в  затруднении,  он  может  взять  тайм-аут  и  посоветоваться  со  своей  груп­пой.

Будущий  специалисты должны  уметь  правильно  применять  действующее  законо­дательство, не только при исполнении трудовых обязанностей, но и в повседневной жизни.  Непосредственный  анализ  закона  может  проводиться  разными  способами: путём  общего  обсуждения  отдельных  пунктов, а  также  выявле­ния  положительных  и  негативных  моментов.

В методике  обучении  праву  используется  так  называемый  приём « изучения казусов». Ряд  учёных  считает,  что  неотъемлемой  частью  правового  образо­вания  является  именно  изучения  казусов (случаев). На  занятиях  студенты  рассматривают  юридические  случаи, основанные  на письменных  заключе­ниях  судов, ситуации  имевшие  место  в жизни. Иными  словами  студентам  предлагается  решить  задачу  или   ситуацию. Поскольку  студентам  не  даётся  ясного  юридического  правила  или  нормы, которые  нужно  применять  для  решения  той  или  иной  проблемы, им  приходиться вырабатывать  свои  соб­ственные  идеи  и  заключения. Этот  процесс  помогает  пробудить  интерес  и  развить  у студентов  логику, навыки  независимого  анализа,  критического  мышления  и  принятия  решения. После  того  как  студенты  пришли  к  своим  собственным  заключениям,  преподаватель  может  сказать  им, какое решение  было  действительно  принято  в  данном  случае. Таким  образом,  студенты  смогут  сравнить  своё  решения  с реальным  решение  суда.

В целом  все  задания  нацелены  на  активизацию  учебно – познавательной деятельности  студентов;  привитие  навыков  самостоятельной работы;  комплексное  использование  знаний, приобретённых  при  изучении специ­альных  дисциплин.

 

3  этап — контроль  за  самостоятельной  деятельностью  студента.

Осуществляется  в  процессе  проведения  всех  форм  занятий.  Он  позволяет  своевременно  корректировать  методику  и  содержание  преподаваемых  кур­сов.  Формы  его  разнообразные: контрольные  работы  по всем  отраслям права  (текущий  контроль,  рубежный  контроль), которые  способствуют  закрепле­нию  материала, индивидуальные  домашние  задания,   а  также  тестирование,  терминологические  диктанты,  коллоквиумы.

Домашние  задания  должны  задаваться  с  максимальной  пользой,    и обязательно  проверяться.  Один  из  способов  проверки  домашнего  задания – «выборочный  контроль» (препода­ватель  проверяет  5-6  работ),  но  может  проверить  20  или все –   чьи  работы  будут  проверены  — никто  не  знает.  Также  эффективна  «релейная  контроль­ная  работа», то есть задаётся  определённое  количество  задач. Чем  больше  задач  решил, тем  больше  вероятность  встретить  знакомую  задачу  и  быстро  справиться  с  ней — хороший  стимул.

Результаты  контроля  знаний  умений  студентов  выражаются  в  оценке.    Для  преподавателя  оценка  является  результатом  обработки  той  информации,  ко­торая  поступает  к   нему  в  ходе  обратной  связи  в  системе  преподаватель – студент. Студент  оценивается  не  только  в пятибалльной системе,  но  мимикой.  Главная  цель  оценки – стимулировать  познания  студента.  Студенту  нужен  «Успех».  Необходимо  оценки  называть  вслух  и  обосновывать. Полезно, чтобы  сту­дент  сам  оценил  свою  работу и сравнил  свою  оценку  с  оценкой  преподава­теля.  Мало  того, что  преподаватель  оценивает  справедливо,  надо,  чтобы  и  студент  был  с  ней  согласен.          

  

Выводы

Опыт  показывает,  что  постоянное  совершенствование  самостоятельной  ра­боты  студентов  даёт  ощутимые  результаты:  повышает  уровень  знаний  сту­дентов,  расширяет  их  информационное  поле, учит  ориентироваться  в  по­вседневной  жизни, обосновывать  собственную  позицию  по  рассматриваемым  вопросам,  а  в целом  способствует  овладению  основными  приёмами  творче­ского  мышления  в  организации  самостоятельной  работы.

Современные  средства  обучения,  видео,  компьютерная  техника  позволяет  выбирать  из  огромного  потока  информации  необходимый  материал  прово­дить  занятия  на  высоком  педагогическом  уровне.  Но  и  здесь,  как и везде нужен творческий подход, проявления разумной  инициативы.

Весь  этот  комплекс мер  формирует  настоящего  гражданина, любящего  своё Отечество.

 

Используемая  литература

 

1.Государство  и  право:  теория, история,  современность / Под  ред.  Е.А. Пев­цовой, — Ростов – на – дону, «Феникс» 20011г;

2. Л.Ф. Бабкина  Организация  самостоятельной  работы  но  кафедре  обще­ственных  дисциплин.     Россия  и  регионы;  новая парадигма  развития: Ма­териалы  Всероссийской  научно – практической  конференции (4 – 5 апреля 2012г.);

3. Т.Е. Коновалова Организация  самостоятельной  работы  студентов  вузов.

М.: Высш. шк.,2013г.;

4. Семушкина Л.Г. ,Ярошенко Н.Г. Содержание  и  методы  в  средних  специ­альных  учебных  заведених: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Высш. шк.,2012 г.;

5. Гин А.А. Приёмы  педагогической  техники: Свобода  выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие  для  учителя / 5-е  изд. – М.; Вита – Пресс, 2014г.

6. Кукушкин В.С. Теория  и  методика  обучения /Ростов – н/Д. : Феникс, 2012г.

7. Мухина С.А., Соловьёва А.А.  Нетрадиционные  педагогические  техноло­гии  в  обучении. «Среднее  профессиональное  образование». Ростов – на Дону: Изд – во «Феникс», 2013г.

8. Бурлицкая С.А. К вопросу  о  применении  информационных  технологий  в  преподавании  специальных  юридических  дисциплин.  Труды СГА № 4 – 2012г.

9. Е.М. Зайко История  проблемы  формирования  самостоятельности  уча­щихся  в  обучении.  Психолого – педагогические  проблемы  подготовки  инженеров – педагогов  в  вузе.  Сборник  научных  трудов. Челябинск  2014г.

10. А.Р. Лаврентьев Формы  самостоятельной  работы  студентов  юридиче­ских  вузов.  Труды  СГУ. Выпуск 48. Арзамасский  филиал  СГИ.  Гуманитар­ные  науки.  М.: 2012г.

11. А.В. Прозоров О  развитии  индивидуальности  будущего  юриста  при  обучении  в  вузе.  Труды СГУ.  Выпуск 56.  Калининградский  филиал  СГИ  Гуманитарные  науки.  М.: 2014г.

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1817.html, 2016. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1817).




опен стат