Закомплексованность – основное препятствие, для успешного обучения, воспитания и социализации воспитанников | Жизнь отрасли "Образование"

Закомплексованность – основное препятствие, для успешного обучения, воспитания и социализации воспитанников

Автор: Педагог дополнительного образования Бутузов Александр Егорович, выдан сертификат АВ15 №1816

Скачать материал

Тема:     Закомплексованность – основное препятствие, для успешного обучения, воспитания и социализации

 воспитанников

Автор:       Бутузов Александр Егорович

Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения
«Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
«Военно-патриотического центра «Дзержинец»

 

Санкт-Петербург

2016 год

 

В своей статье, я попытаюсь раскрыть причины закомплексованности, как они влияют на процесс обучения и воспитания на занятиях по спортивно – боевым единоборствам. А также рассказать о приёмах и методах преодоления страха и неуверенности в себе у воспитанников, которые, по моему мнению, надо использовать в процессе педагогической деятельности.

 

 

Оглавление

Введение                                — 4стр.

1.Теоретическая часть        — 5стр.

2.Практическая часть         — 9стр.

Заключение                           — 13стр.

Список литературы             — 14стр.

(источники)

Приложение                          — 15стр.
Введение

Чувство неуверенности в себе и низкая самооценка являются той проблемой, с которой люди обращаются за психологической помощью наиболее часто. Отсутствие уверенности может по-настоящему испортить жизнь любому. Ведь человек, страдающий от неуверенности в себе, часто испытывает сложности в общении, проявляет несамостоятельность в принятии решений, страдает от нереализованности своих потребностей и т.д. Но как побороть чувство неуверенности в себе, наладить контакты с окружающими и сделать свою жизнь более яркой? К счастью, каждый человек, столкнувшийся с такой проблемой, может преодолеть ее самостоятельно, если желание избавиться от нее действительно велико. О том, как сильно неуверенность в себе осложняет жизнь человека, знают многие. Недостаточно уверенные в себе люди, как правило, испытывают дискомфорт, находясь в компании малознакомых людей. Они не умеют выражать свои мысли и чувства ясно и четко, не могут отстоять свою точку зрения, бояться попросить об одолжении, не умеют отказывать. Часто такие люди оказываются жертвами манипуляции других людей. Человек с низкой самооценкой может легко потерять уважение в коллективе. В результате он замыкается в себе, страдает от одиночества и постоянных неудач, часто прибывает в подавленном состоянии, испытывает чувство гнева, обиды, зависти, отчаяния и страха. В чем же кроется источник этой проблемы? Чаще всего причины низкой самооценки можно обнаружить в детстве. Родительское воспитание в значительной мере формирует отношение человека к самому себе. Неуверенность в себе зарождается в том случае, если ребенку часто приходится сталкиваться с критикой в свой адрес. Родители акцентируют внимание на каждом недостатке и промахе юного создания, тем самым, заставляя его сомневаться в собственных способностях. Но неуверенность в себе может возникнуть и в том случае, когда родители чрезмерно балуют и опекают свое чадо. В результате чего он настолько привыкает к родительской заботе и поддержке, что оказывается не в состоянии принять самостоятельно ни одно решение и постоянно нуждается в одобрении окружающих. Преодоление неуверенности в себе начинается с осознания природы этого чувства. Каковы бы ни были причины его возникновения, оно всегда базируются на мнении человека о самом себе. Люди, с детства привыкшие терпеть поражения, начинают акцентировать внимание на своих недостатках и игнорируют свои достоинства.

 

1.1 Причины неуверенности в себе и как с ними бороться
Причин, почему человек вдруг перестаёт доверять самому близкому существу, то есть, самому себе, множество. Прежде всего, это стресс.
Мы подвержены влиянию стресса едва ли не ежедневно, и чем более активную жизнь мы ведём, тем больше шансов, что стрессовая ситуация настигнет нас на одном из этапов. Некоторые неожиданности способны изрядно подкосить силы, например, неожиданные проблемы на работе, глупая ссора с близким человеком, обида без причин или что-то ещё. Это заставляет нас верить в то, что, возможно, мы сами виноваты в неприятностях, а чувство вины сильно влияет на самооценку. Мы думаем, что не можем контролировать ситуацию, от чего негативные эмоции  накатывают на нас, словно снежный ком.
Ещё одна распространённая причина патологической неуверенности в себе родом из детства. Иногда родители вольно или невольно убеждают ребёнка в том, что он ни на что не способен. Помните это: «ты растяпа!», «все дети уже умеют, один ты…», «только ты такой неуклюжий»? Все подобные выражения откладываются в памяти, и ребёнок усваивает не то, что нужно быть ловким, умным и послушным, а то, что у него никогда не получится быть таким хорошим, как те чужие дети, которые почему-то нравятся маме больше. С возрастом, конечно, это забывается, но неуверенность в себе остаётся, хотя раскопать реальную причину этой неуверенности бывает не так – то просто.
Иногда человек теряет уверенность в собственных силах, благодаря самовнушению. Нужно знать, что испытывать страх перед переменами, перед опасностью, стесняться или смущаться – абсолютно нормально. Некоторые же начинают упрекать себя в том, что испытывают вполне понятные и объяснимые эмоции, а, как известно, если долгое время внушать себе что-то, это обязательно сбудется. Именно таким образом мы обзаводимся новыми чертами характера, и неуверенность – одна из них.
Для начала следует знать, что уверенный человек – это не тот, кто выглядит гордо, заносчиво или как-то ещё. Уверенность выражается в том, что человек просто не задумывается о каком-то вопросе или ситуации. Уверенность – это когда ваши эмоции по какому-то поводу не уходят ни в плюс, ни в минус – вы просто делаете то, что считаете нужным без страха и сомнений. Именно это и есть подлинная уверенность в себе.
Уверенность в себе не потерялась где-то, где её можно было бы найти, взять и положить на место. Добиться того, чтобы сомнения не мешали жить не портили качество жизни можно лишь одним способом – действовать вопреки им. Самое первое и главное препятствие, которое мешает достигнуть цели – это страх неудачи. Но следует знать, что не ошибается только тот, кто бездействует. Ни одна неудача не повредит самооценке, если вы будете уверены в том, что сделали всё возможное, чтобы добиться успеха.
Ваша самооценка не должна зависеть от внешних факторов. Поэтому избегайте категоричных оценок собственных поступков и чувств, не используйте ярлыки, вроде «я не могу сделать это, значит я неудачник», «я не понимаю, как это работает, значит, я дурак». Это только усугубит ситуацию.
Хвалите себя за каждое даже самое маленькое достижение, старайтесь запомнить только их. В таком случае уже через какое – то время вы объективно не сможете назвать себя неудачником. Важный момент заключается в том, чтобы давать себе право на ошибку в любом случае. Однажды вы убедитесь, что способны справляться с трудностями, в таком случае ваши неудачи уже не будут иметь особого значения. И так же важно не отказываться от действия, не выбирать пассивный образ жизни, при котором от вас мало что зависит. Немного времени, усилий, и уверенность в себе вернётся, благодаря очевидному факту – вы способны на многое, на большее, чем вам казалось ещё недавно.

 

1.2 Страх – как интуитивное ощущение опасности, фобия и мания.

 

Страх сообщает нам о реальной или воображаемой опасности. Он улавливает то, что значимо для нашей жизни в данный момент. Страх не только принимает информацию, но и отдает организму команды: направляет кровь к ногам, если следует бежать, или к голове, если необходимо думать. Как правило, страх мобилизует нашу энергию, хотя иногда его эффект оказывается противоположным: он парализует нас, пока мы решаем, как следует поступить в конкретной ситуации.

Если кому-то известен человек, который ни разу в жизни не шарахался от пауков, не дрожал перед экзаменом и не впадал в уныние от открытия, что жизнь действительно конечна, значит, это был, скорее всего, какой-нибудь законспирированный биоробот. Вольно или невольно все мы время от времени волнуемся, напрягаемся, действуем с оглядкой на какие-то несущественные мелочи, хотя со стороны, возможно, производим впечатление баловня судьбы или мудрейшего даоцзы.
Психологи считают чувство страха совершенно органичным для человеческой психики. Но подразделяют его на, говоря по-научному, «интуитивное ощущение опасности», фобии и мании.
Если первое свойство человеку только во благо — поскольку культивирует в нем разумную осторожность, то со вторым и третьим дело обстоит куда сложнее: тут все зависит от масштаба отклонения. Само по себе наличие у человека фобии еще не говорит о том, что этот человек пасует всегда и везде. Пусть ты боишься летать на самолетах, зато смело берешь на себя ответственность там, где другие робеют. Тебе не по себе от яркого света за спиной, но на крутых горных склонах ты — ас. Слабое место психики компенсируется сильной стороной характера — такова норма. Некоторые перекосы успешно снимают психотерапевты. Но и эти профессионалы душевного равновесия сами теряют его, когда видят, сколько в последнее время появляется людей, особенно подростков, под давлением собственных страхов впадающих в неадекватное психическое состояние. И тому есть объективные причины. Нынешний мир полон конфликтов и противоречий, глобальных и личных. Не каждая семья — заповедник благополучия и взаимной терпимости. И не каждая может позволить себе оплачивать психотерапевта. Так что нет пути вернее, чем самому выбираться из тоннеля страха к свету разума. Прежде всего, разберись, где сама проблема, а где твои эмоции. Часто нам всюду мерещится критика окружающих — и мы сами себе начинаем казаться неудачливыми, нерасторопными, не способными контролировать ситуацию. Мы нервничаем, суетимся, а то и впадаем в агрессию — весьма распространенный способ защиты собственного «я». Но если, в соответствии с известным заветом мудреца, начинаем спокойно принимать то, чего не в силах изменить, придирок со стороны окружающих становится меньше. У защищённого хладнокровием кровушки-то не попьешь: как известно, вампиры любят погорячее. Глупо воспринимать свой страх как зеркало состояния собственной души. Если это и зеркало, то совершенно кривое. И отражение в нем карикатурное. Посмейся над ним и забудь навсегда. И сотвори другое зеркало, в котором ты, несмотря на свои мелкие недостатки (как без них?), выглядишь интереснее и приятнее.
Только не пытайся подавить свой страх искусственным оптимизмом — бесполезно! Нет на Земле такого места, где все было бы идеально, все ходили бы исключительно в белых одеждах, а вновь прибывающим бесплатно меняли черные очки на розовые. «Переформатируй» свою растерянность, неуверенность в себе. И увидишь, что твои недостатки ничтожны по сравнению с достоинствами. Каждый человек — штучное изделие, и ты тоже! Ты что-то знаешь, что-то умеешь лучше других. Почаще хвали себя за это. (Слушай, а может, и другие достойны этого «переформатирования» в твоем отношении к ним? Наверняка. Дай им шанс показать себя с лучшей стороны, и у тебя появится много доброжелателей.) Часто наши слабости и страхи — неосознанное желание впасть в раннее детство, когда защита и забота полагались нам по определению, просто за то, что мы есть. Что ж… В детство так в детство! Объясни ребенку в себе, что мир за воротами детского сада устроен довольно сложно, в нем есть все, но хорошего все равно больше, только надо постараться, чтобы его получить, а ты, повзрослевший, всегда поддержишь «малыша», объяснишь, что к чему. Иногда у человека недостает сил противиться, и поэтому он энергетически подавлен, зажат. Прекрасное средство раскрепостить энергетику — обыкновенная вода. Неспроста первое, что дают людям в предобморочном состоянии, — стакан воды. Пей больше минералки, чаще принимай душ, если есть возможность, займись плаванием. И еще одно наблюдение: страх — это тоже своего рода яркое событие, повод для выплеска эмоций. Может, все дело в том, что в твоей жизни не хватает впечатлений? Найди себе интересное занятие, чаще бывай среди симпатичных людей, путешествуй. Заведи дневник и записывай туда все свои наблюдения, отмечай все, что по-хорошему зацепило тебя или растрогало (и нечего тут стесняться!). Помощь другим людям — прекрасный способ обрести самоуважение и пересмотреть свои представления о том, что такое мелкая неприятность, а что — настоящая беда. Поверь: есть немало людей, которым живется хуже, чем тебе, и ничего, держатся — без истерик и депрессий. В эмоциональном плане большинство наших страхов и тревог — вовсе не слоны и бизоны, а тараканы и комары, противные и надоедливые.

2.  Методы преодоления страха и неуверенности в себе

 

Идти на встречу своим страхам  означает – расти, учиться,  становиться сильней и мудрей.

На начальном занятии по спортивно – боевым единоборствам, для начинающих спортсменов, часто рассказываю сказку следующего содержания:

Жил-был один старый хмурый зверь в болоте за лесом. И как-то он, то ли по чистой случайности, то ли от страшной скуки завел беседу с маленькой залетной птичкой, которая поведала хмурому зверю о том, что где-то с другой стороны леса есть волшебный сад, где растут сказочные плоды, вкушая которые некоторые звери преображаются. Хмурый зверь слушал птичку, разинув пасть от удивления, и вдруг что-то в его голове шевельнулось непривычным ему образом. Птичка улетела, и зверь снова остался один. Но что-то изменилось. На фоне рутинной будничной тягомотины в душе хмурого зверя начало расти беспокойство. Зверь начал мечтать о том, как он покинет свое привычное болото, и отправится на поиски волшебного сада. Так прошло еще сто, или двести лет. Будничная тягомотина уютно обволакивала, но беспокойство все никак не покидало его душу. Иногда зверь видел кошмарные сны, в которых он покидал привычное болото. Он просыпался в холодном поту, с облегчением понимая, что он все там же, в своем старом, привычном болоте. Но со временем, еще лет через триста-четыреста хмурый зверь, наконец, понял, что в этом его болоте, все уже настолько привычно и знакомо, что дальше тут оставаться уже нет никакого смысла. Он понял, что не узнает, что его ждет за опушкой леса, пока не выберется из трясины. Сначала, первые недели две, он высовывал на поверхность две лапы и морду. Затем, убедившись, что ничего страшного с ним при этом не происходит, он выбрался из болота, и начал свой путь, который был полон приключений, опасностей, волнений, радостей и новых впечатлений. И так продолжалось до тех пор, пока хмурый зверь, вдруг не обнаружил, что он уже давно движется по волшебному саду, и что он уже вовсе не хмурый, а смелый и радостный. Он обнаружил, что за это время у него отрасли золотые крылья, а тело стало сильным и закаленным. Он ни разу не пожалел, что выбрался из своего привычного болота, чтобы отыскать волшебный сад.

Эта сказка или притча, очень хороший ответ на вопрос воспитанников и их родителей: «А у нас получится заниматься и добиться успехов в этом виде спорта?». А трудности встречаются уже на первом занятии. Разминка, растяжка, страховка, акробатика – уже на этом этапе появляется страх, что не получится и неуверенность в себе.

Как избавиться от страха? Как побороть неуверенность в себе? Эти вопросы актуальны в разные периоды жизни для большинства людей. Говорят, что смел не тот, кто не боится, а кто способен действовать, не смотря на страх. В этой работе я перечисляю несколько простых, но чрезвычайно эффективных методов, которые могут помочь каждому преодолеть страх и обрести уверенность в собственных силах.

Первый метод преодоления страха и неуверенности в себе – это «постепенные нагрузки». Суть метода – в том, чтобы действовать постепенно. Если, например, человек боится высоты, и даже помыслить не может об авиаперелете, совершенно необязательно начинать именно с того, что делать страшно. Для начала подойдет любой минимальный шаг – скажем, подняться на пятый этаж, подойти к подоконнику, убедиться, что все в порядке и осторожно посмотреть за окно. Относительно личной ситуации это может быть, что угодно вообще – любое движение, которое хотя бы слегка выводит за пределы привычной зоны комфорта на встречу к цели. К примеру, если воспитанник боится делать начальные гимнастические упражнения, то обычные кувырки и перекаты могут  стать первым шагом, к выполнению акробатического упражнения  достаточно высокого уровня. Вы будете удивлены, как легко делать десятый шаг после девятого, а девятый после восьмого. «Постепенные нагрузки» позволяют пройти по легкому пути к тяжелым нагрузкам. Постепенно вы начинаете с легкостью преодолевать страхи и неуверенность в себе в таких аспектах жизни, которые когда-то казались непреодолимыми.

Второй метод преодоления страха и неуверенности в себе – это обесценивание. Дело в том, что мы испытываем страх и неуверенность в собственных силах именно в тех жизненных аспектах, которые в нашей голове перегружены избыточной значимостью – иными словами мы беспокоимся о том, что считаем важным. И, напротив, чем проще отношение к этим аспектам, тем меньше переживаний. Например, неуверенный в себе спортсмен, может переживать о том, что его спарринг-партнёр получит ушиб или травму, и тот упрекнет его в излишней жёсткости и неосторожности. При таком подходе заниматься спортивно-боевыми единоборствами просто нереально. И чтобы ситуация разрешилась,  стоит придавать значение соблюдению правил спарринга и чётко отработанных приёмов страховки. Уверенный в себе человек не ударит специально ниже пояса, а его спарринг-партнёр поставит вовремя блок и избежит неприятной ситуации, и в этом нет ничего выдающегося, чему следовало бы придавать хоть какое-то значение. Преодоление страха и неуверенности в социальных делах сводится к обесцениванию этих дел, к тому, что мы начинаем относиться к этим делам проще – без невротического придания избыточной важности происходящему.

Третий метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «спонтанные действия». Когда, например, в рабочей обстановке планируется речь или какие-то конкретные фразы для предстоящего совещания, в это время как раз и происходит «подзарядка» ситуации избыточным значением. А как выше уже было сказано, – чем выше значимость, тем активней мы проигрываем предстоящую ситуацию в голове, что в свою очередь накручивает страх ошибиться, и раскачивает неуверенность в себе. Планирование важно в делах, но, когда план становится заезженной пластинкой из ментальной мешанины, которая снова и снова прокручивается в голове, тогда волнение и неестественность в действиях просто неизбежны. Когда есть план, который удовлетворяет, – самое время выключить ум и перейти к действиям. Если во время будущего учебно-тренировочного спарринга, хочется выполнить пожелания тренера, вполне достаточно их запомнить, не оформляя в запланированные действия. Затем, ориентируясь по ситуации, эти замыслы  можно спонтанно выполнить. Именно так они будут выполняться наиболее уверенно. Чтобы избавиться от страха, и побороть неуверенность – спонтанные действия иногда единственный выход. Когда решаешься, необходимо просто делать, не обращая внимания на «судороги» ума. Во время сознательных спонтанных действий мы сосредоточены на том, что делается, а не на том, как «страшно». Как говорится: «глаза боятся, а руки делают».

Четвертый метод преодоления страхов и неуверенности в себе – «живой пример смелого поступка». Почти магическим образом личные страхи растворяются, когда мы видим, как в ситуации, вызывающей наше волнение, действует опытный уверенный в себе человек. Такой пример на соревнованиях по спортивно – боевым единоборствам, умелые действия противоборствующих спортсменов, своей наглядностью могут разрушить внутренний барьер, который побуждал ощущать страх и неуверенность в себе в аналогичных обстоятельствах. Мы просто убеждаемся на практике, что в этой ситуации можно действовать без страхов – легко и уверенно. Любые комплексы – совершенно беспочвенны и неуместны. Иногда  рост спортивного мастерства воспитанников идёт – шаг за шагом, год за годом. А потом вдруг видят, как рядом с ними новичок за короткий период времени обгоняет их просто потому, что действует уверенно, не придает избыточного значения спортивным заслугам коллег и занимает призовые места на соревнованиях. Такой (живой) пример может возмутить, а может и многому научить.

Пятый метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «расслабление». Этот метод можно назвать физиологическим, потому, что через расслабление тела, мы влияем на состояние ума. Чем больше взбудоражен и взволнован ум и чувства, тем сильней проявляется внутреннее напряжение. Состояния тела и ума – взаимосвязаны. Если ум напряжен, напрягается и тело. И наоборот, расслабляя тело, мы расслабляем и успокаиваем ум. Аналогичный трюк срабатывает, когда мы успокаиваем дыхание. Наилучший вариант – это не расслабление уже напряженного тела, а поддержание изначальной расслабленности без лишних напряжений.

Шестой метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «понимание». Фактически мы боимся действовать, когда нет полной уверенности, что нам это нужно. Где-то внутри происходит взвешивание всех «за» и «против», но конечного решения ум вынести не может, и продолжает колебаться. Важно понять, чего хочется на самом деле. Когда тренер приглашает воспитанника выступить  на соревнованиях,  приходит страх и неуверенность в себе, необходимо проанализировать, что же такого страшного может случиться. Сам по себе отказ нестрашен, это нормальное явление. Мы боимся выставить собственную персону в неприглядном свете. Это – страх унижения, перевешивающий изначальное намерение. Чем сильней страх, тем более неуклюжим становится поведение. Иногда воспитанник, до конца не понимая, почему он чувствует страх и неуверенность, на самом деле боится разочаровать тренера, родителей, товарищей и бессознательно предвкушает возможные проблемы в ходе соревнований. В таком случае, даже если есть сомнения, необходимо просто определиться: либо «да», либо «нет». И если «да», то мы возвращаемся к уверенным спонтанным действиям. Если «нет», тогда и сожалеть не о чем. Главное, чтобы решение было взвешенным и сознательным.

Седьмой метод преодоления страхов и неуверенности в себе – «осведомленность». Этот метод – один из самых эффективных. Иначе осведомленность можно окрестить как знание, или профессионализм. Например, при выступлении на соревнованиях, без большого опыта, в схватке с новым неизвестным противником – вполне нормально ощущать неуверенность, потому что заранее неизвестно, получится ли справиться с ним. На что больше полагается ваш противник и чем лучше владеет (приёмами борьбы, ударами руками или ногами). В таком ключе схватка обращается в сплошной непрерывный экзамен, выливающийся в долговременный стресс. А вот спортсмену с большим опытом, владеющему приёмами различных видов единоборств, бояться нечего. У него есть уверенность в собственных силах, основанная на опыте. Поэтому часто обучение владения различными видами тактики, становится лучшим лекарством от неуверенности в себе. Древние люди боялись природных явлений, потому что не знали даже примерно, что такое молния – кара небесная, или же безадресный электрический заряд в атмосфере. Метод «осведомленность» в чем-то схож с шестым методом «понимание». Разница в том, что для метода «понимание» необязательно обладать полным «профессиональным» владением ситуации. Вполне достаточно просто сделать выбор и следовать ему. А вот «осведомленность», как правило, приводит к спонтанному принятию решений, основанному на знаниях.

Заключение

 

Результатами преодоления закомплексованности подростка являются:

— избавление от страха и напряжения;

— естественное и непринуждённое общение;

— улучшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями;

— лучше раскрывается личностный потенциал;

— проявляются артистические способности;

— успешная социализация

 

Важно помнить, что вскрывая очередной страх и неуверенность подростка в себе – мы открываем для него дополнительную возможность – расти, учиться, становиться  сильней и мудрей.

 

                                            Источники:

          

           Коллеги считают:

 

  1. 1.     Статья: «Как избавиться от страха и побороть неуверенность в себе». Игорь Саторин, 2011г., рубрикатор Progressman.ru (дата обращения 12.02.2016)
  2. 2.     Статья: «Человеческие страхи». Анна Одегова, 2010г., рубрикатор Therapy.by — психология и психотерапия (дата обращения 14.02.2016)
  3. 3.     Статья: «Как преодолеть неуверенность в себе». Александра Фролова, 2010г., рубрикатор Therapy.by — психология и психотерапия (дата обращения 14.02.2016)
  4. 4.     Практикум: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка».  16.02.2014г. nashaucheba.ru  (дата обращения 15.02.2016)

 

 

 

Приложение

 

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка

 

Даже в самой в самой крайней и запущенной

форме застенчивости и неуверенность пройдут,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви

 

Задачи: обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности.

Форма проведения: Обучающий тренинг.

Вопросы для обсуждения: влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.

 

Ход собрания

 

  1. 1.     Вступительное слово

Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

2. Тренинговый практикум по преодолению неуверенности и застенчивости детей.

Тренинговый практикум позволит родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности школьника и помочь своим детям в преодолении застенчивости и неуверенности.

Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения. Достаточно, если их будет выполнять лишь небольшая активная часть родителей, а остальные будут пассивными наблюдателями.

Всё равно это позволит пассивной аудитории наблюдать за выполнением упражнений остальными родителями и попробовать их выполнить со своим ребенком дома.

Упражнение 1. «Авторитет». Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Путь ребенок ещё раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая …»

Упражнение 2: «Мои эмоции». Предложите ребенку изобразит негативные эмоции, которые он часто проживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость и стыд

Упражнение 3. «Неоконченный рассказ». Предложите ребенку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и …»

Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце …» Ребенку предлагается поработать с зеркальцем и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи – я ль на свете всех …»

Упражнение 5. «Маски». Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.

Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор». Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т.п.

Упражнение 7. «Дневник». Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение 8. «Сказочное волшебство». Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.

Упражнение 9. «Письмо». Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 10. «Перевоплощение». Предложите ребенку перевоплотиться в индейца – вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное – не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенные, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.

  1. 3.     Обсуждение памяток для родителей.
  2. 4.     Подведение итогов.

 

Памятка для родителей №1

 

  • Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость
  • Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям
  • Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников
  • Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах
  • Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.
  • Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
  • Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
  • Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
  • Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
  • Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
  • Позволяйте своему ребенку проявлять инициативу в преодолении застенчивости, заметьте её и вовремя оцените.

 

 

Памятка для родителей №2

 

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

  • Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
  • Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
  • Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
  • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  • Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не горит; делайте это тактично и тепло.
  • Радуйтесь его победам над собой
  • Будьте радом с ним, если он в этом нуждается

 

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1816.html, 2016. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1816).




опен стат