Организация познания закономерностей окружающей действительности дошкольниками в практике современного педагога дошкольной организации | Жизнь отрасли "Образование"

Организация познания закономерностей окружающей действительности дошкольниками в практике современного педагога дошкольной организации

Авторы: Подмазова А.А., Кондрашова Н.Г., Казазаева Д.А., выдан сертификат АВ15 №1811

Скачать материал

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кондрашова Н.Г.,

заместитель заведующего, детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

Казазаева Д.А.,

воспитатель, детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

Подмазова А.А.

воспитатель, детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

п.Фёдоровский  Ханты-Мансийский округ, 

 

АННОТАЦИЯ

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и происходящих изменений в образовании северного региона (ликвидация очерёдности в детские сады за счёт оптимизации помещений и повышения наполняемости групп детьми, вхождение в массовые дошкольные организации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов) появляется необходимость рассмотрения новых форм организации познания закономерностей окружающей действительности дошкольниками.

 

Ключевые слова: дошкольное образование; ФГОС; познавательное развитие; детское экспериментирование.

 

С первых дней работы с детьми дошкольного возраста пришла к выводу, что развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где, и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живёт ребёнок, способствует его развитию.  В связи с этим, в групповых комнатах для своих воспитанников  оборудовали центры активности, где размещаются материалы для разных видов деятельности: исследовательской, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Для развития детей группа оборудована современной мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.

С целью обеспечения обогащённого познавательно-речевого, художественно-эстетического, творческого, физического развития детей создаётся единая развивающая система, основу которой составляет процесс приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Это означает, что отбор содержания образования детей происходит с опорой на понятия, связанные с общечеловеческими ценностями — Добро, Любовь, Счастье, Трудолюбие, Дружба. Осуществлять обучение в условиях ФГОС позволяет и единое тематическое планирование, обеспечивающее преемственность и непрерывность содержания образовательного процесса с учётом возраста детей. Такой подход делает образовательный процесс целостным, а подготовку детей к обучению в рамках ФГОС – качественной [1, с.28].

В последнее десятилетие в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, разработкой теоретических основ которого занимался коллектив Российской академии образования под руководством Н.Н. Поддъякова.  По утверждению исследователей, знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Имея возможность наблюдать изменение познавательной активности, игровой мотивации с изменением возраста воспитанников, удалось выявить главную причину падения интереса детей к учебным занятиям — тенденция повышения  научного уровня содержания за счёт снижения занимательности и недостаточный учёт возрастных и индивидуальных особенностей восприятия дошкольников. Ведь именно для дошкольников мотив познавательной активности основан на интересе к наглядности, возможности взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой развивающей среды.

Поэтому воспитателям детского сада необходимо было овладеть методами и приёмами творческой работы для обеспечения дошкольникам основных условий для правильного развития. В практической деятельности с детьми удалось выяснить, что у некоторых детей пропадает интерес к занятиям и появляются пробелы в овладении программным материалом. Для данной проблемы было найдено решение: внедрение более интересных форм и приёмов обучения, позволяющих им занять активную исследовательскую позицию. Сравнив определённые методические приёмы, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на развитие разных видов активности дошкольников, удалось проследить связь с формой подачи программного материала.

Эффективность организации познавательно-исследовательской деятельности, реализации элементов проблемности и интерактивного обучения в значительной степени зависит и от учебно-воспитательных задач каждого занятия, отражающих его предполагаемый конечный результат: формирование устойчивых знаний, умений, навыков; развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы; развитие стремления к успеху, самостоятельности дошкольников в овладении представлениями и умениями [3, с.18].

С целью развития познавательной активности дошкольников выделены актуальные для нашей организации формы организации детской деятельности и приёмы обучения:

опыты (детское экспериментирование) с предметами и их свойствами — освоение причинно-следственных связей и отношений;

творческие задания, лего — игротеки, игры с нестандартными дидактическими материалами, мультимедиасалон,

— коллекционирование (игры и упражнения на классификацию) — освоение родовидовых отношений, представления о видовом разнообразии в природе и рукотворном мире; игры ТРИЗ-педагогики с мнемотаблицами, ребусами, коллажами с включением элементов проблемности,

путешествие по карте – освоение пространственных отношений, представления о пространстве мира, частях света и стране;

— путешествия по реке времени – освоение временных отношений, представление об историческом времени от прошлого к настоящему;

— групповые формы работы — создание атмосферы сотрудничества при делении на микрогруппы (мальчики и девочки, группы друзей, группы по имени, месяцу рождения).

Считаем, что основным звеном образовательного процесса детского сада является взаимодействие с детьми. Поэтому в группах создана доброжелательная психологическая атмосфера, а воспитатели реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнёра, проявляя уважение к интересам, желаниям, потребностям ребёнка. Отличительная черта воспитательного процесса в дошкольной организации – его развивающий характер, который проявляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы. А использование мультимедийного оборудования, информационных ресурсов позволило и взрослым, и детям получать новую интересную информацию, пробуждая пытливость ума [2, с.23].

Значительной новизной опыта для многих педагогов из дошкольных организаций отдалённых от центра посёлков является комплексное использование элементов интерактивного, проблемного обучения, нетрадиционных форм работы, индивидуально — дифференцированного подхода, экранных пособий, нестандартного игрового оборудования. В процессе педагогического общения с воспитателями дошкольных учреждений Сургутского района пришли к выводу, что в настоящее время возникло противоречие между потребностями практики дошкольного образования и отсутствием достоверных научных данных о развитии детей средствами познавательно-исследовательской деятельности и информационно — коммуникационных средств. В поиске решения указанных противоречий помогла разработка комплекса мероприятий, осуществляемых воспитателями, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями на основе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми в полифункциональной развивающей среде.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Считаем, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врождённая любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Актуальна другая задача современного дошкольного образования – подготовка детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. В современной науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому и познавательному развитию детей. Но проблемы высокой наполняемости групп дошкольной организации, включение в массовые детские сады детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) препятствуют внедрению в практику данной системы работы. В этой связи, возросла потребность практики в педагогических технологиях образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их потенциала, поскольку предлагаемая сегодня во многих организациях система познавательного развития детей отстаёт от современных тенденций и подходов, рассматривающих знания, умения и навыки как средство развития целостной личности ребёнка, а не как самоцель.

Список литературы:

1.  Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2009.- 272 с.

2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. М., 2009.- 116с.

3. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2008.

 

 

 

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1811.html, 2016. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1811).




опен стат