Роль концертмейстера в развитии творческих способностей детей на занятиях хореографией

Автор: концертмейстер Братчикова Татьяна Анатольевна., выдан сертификат АВ15 №1810

Скачать материал

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

 

«Роль концертмейстера в развитии творческих способностей детей на занятиях хореографией»

КОММЕНТАРИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ.

 

 

Концертмейстер детского образцового
хореографического коллектива «Искорка»

Братчикова Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

г. Удомля, 2016 г.

 

Слайд №1

Всем известно, что танцевать дети хотят с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движениях. Красивая эмоциональная музыка доставляет детям радость, поднимает настроение, вызывает желание двигаться под нее.

Танец и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям. Через танец дети начинают знакомство с разнообразными танцевальными жанрами в музыке: вальс, полька, марш, русский народный танец. Чутко откликаясь на музыку и овладевая навыками танцевальных движений, дети увлеченно и с удовольствием принимают участие в хореографических постановках и танцевальных номерах.

Основная моя задача, как концертмейстера, — найти такие способы и методы работы с детьми, которые смогут не только развить заложенные в них музыкальные и танцевальные задатки и способности, но и научить детей чувствовать и понимать музыку. Ведь именно с музыкой движение связано неразрывно, без нее не может существовать танец, не зря говорят, что музыка – душа танца.

Слайд №2

В своем творческом отчете я не раз буду использовать слово «мы». Это сделано не для обезличивания, а потому что работа с детьми в нашем коллективе осуществляется одновременно двумя педагогами: хореографом и концертмейстером. Причем, во время занятий идет такое плотное взаимодействие, что выделить именно свою часть работы порой очень сложно. Есть педагоги, с которыми я работаю не первый год, и нам достаточно переглянуться для понимания друг друга, я считаю, что мы являемся единомышленниками, поэтому и  употребляю слово «мы».

Основной целью занятий по хореографии является умение детей свободно, выразительно двигаться под разнохарактерную музыку и импровизировать в танце. Для увеличения багажа музыкальных впечатлений на занятиях для прослушивания и упражнений я использую произведения различной направленности и стилей, начиная от классиков, заканчивая современными композициями и специальными детскими песнями и танцами.

Слайд №3

Перед детьми мною ставятся следующие задачи:

  • прослушать музыкальный фрагмент и высказать свое мнение о характере и настроении прослушанной музыки;
  • попытаться мысленно представить свои индивидуальные танцевальные движения под эту музыку.

Слайд №4

Для более полного осознания музыки я предлагаю детям следующие методы творческой деятельности:

  • нарисовать рисунок, отражающий впечатления, вызванные прослушиванием
  • потанцевать под музыку теми танцевальными движениями, которыми можно выразить себя и свое настроение в танце.

Слайд №5

Таким образом, мою работу с детьми по знакомству с новым музыкальным материалом можно разбить на 4 этапа:

  1. прослушивание музыки;
  2. обсуждение возникших слуховых впечатлений;
  3. рисование, как форма передачи яркой выразительности танцевальных образов на бумаге;
  4. танец, как синтез слуховых, речевых и изобразительных впечатлений.

Изложенное выше далее рассматривается мною более подробно с представленными музыкальными примерами и рисунками в приложениях

Слайд №6

Роль музыкального сопровождения в развитии у детей творчества в танце.

Говоря о подборе музыкального материала к занятиям, следует отметить его роль в развитии у детей творческого исполнительства в танце, которое, в свою очередь, включает в себя выразительность движений, ритмичность их исполнения и импровизационность в передаче танцевальных образов.

Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят, можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознано двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной и естественной. Для этого нужно с самого начала включать в занятия простые интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения.

Слайд №7

Конечно, я обращаю внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически выражать особенности музыки: ритмические, темповые, эмоциональные. Но есть дети, у которых заметна некоторая заторможенность реакции на музыку, которая им мешает вовремя вступать на нужной доле такта. В такой ситуации мне приходит на помощь опыт работы с детьми в детском саду в качестве музыкального руководителя,  знание методики дошкольного музыкального воспитания и специальный подбор музыкальных упражнений для развития ритмичности у детей. Именно они позволяют выявить конкретные сложности в восприятии счета малышом, наглядно убедиться, насколько у него развито чувство ритма, и добиться хороших результатов в развитии ритмичности исполнения танцевальных движений.

 Слайд №8

Очень часто достичь прорыва в ритмичности помогает марш. Для этого существует ряд причин:

  1. ребенок в быту часто встречается с маршевыми ритмами (слышит их по радио, телевидению, в детском саду);
  2. эта музыкальная форма с удобным счетом является самой доступной детскому восприятию и, по моему мнению, наиболее желательной в первоначальный период обучения;
  3. спектр упражнений, выполняемых под марш очень широк.

Музыкальное сопровождение для таких упражнений я подбираю с учетом деления маршевого шага на его разновидности: шаг простой, шаг переменный, шаг с остановкой, шаг с высоким подниманием бедра, шаг с перестроением (нотное приложение №1). После маршировки для закрепления и отработки ритмичности мы используем различные упражнения, связанные с отсчетом ритма вслух. Например, во время звучания музыкального фрагмента на дети каждые три четверти хлопают, а на четвертую выдерживают паузу. Затем тот же ритм они исполняют с притопами. Хлопая в ладоши и притопывая, дети воспроизводят разнообразные ритмические рисунки, а я использую при этом сопровождение, имеющее четкую ритмическую пульсацию и метрическую однородность.

Слайд №9

Среди любимых детьми и очень полезных упражнений по развитию чувства ритма следует отметить упражнение «КРУГ ДРУЖБЫ». Ребята встают в круг и один за другим на определенный музыкальный счет подают друг другу руки. Так в игре мы помогаем им усвоить счет, что в дальнейшем дает ребенку возможность безошибочно начинать движения на любую долю такта. Когда дети хорошо усваивают счет, мы задаем им движения, где маршировка уже соединена  с хлопком в ладоши, отмечающим доли такта. В этом случае уже закладываются основы координации движений.

По прошествии некоторого времени, когда дети усваивают счет на четыре четверти, я проверяю, насколько органично осваивают они счет на три четверти, распространенный в танцах и придающий совсем иной характер движению.

Детское исполнительское творчество в танце выражается также в индивидуальной манере исполнения музыкально-пластических танцевальных образов.

Слайд №10

Как можно добиться у детей свободы исполнения, яркости и выразительности передачи танцевальных образов в танце? Только через умение фантазировать и импровизировать. Поэтому на занятиях хореографией мы постепенно подводим детей к возможности импровизации, то есть свободного и непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Для работы в этом направлении я использую следующие приемы.

Например, дети слушают музыкальный фрагмент (это может быть как живая музыка, так и аудиозапись), пробуют фантазировать под эту музыку, придумывают себе свой музыкальный образ и стараются выразить его в танцевальных движениях, подходящих для этой музыки.

На занятиях я знакомлю детей с музыкой, передающей разнохарактерные образы: от веселых, беззаботных, лирических или нежных до энергичных, волевых, серьезных и даже трагичных.

Если звучит тихий медленный вальс, то и у детей преобладают плавные, мягкие движения, а если они слышат быструю озорную польку, то и в движениях будут преобладать прыжки и поскоки. Такие импровизационные игры позволяют обрести детям внутреннюю и внешнюю свободу, уверенность в себе и развивают у них творческую фантазию. Параллельно я прослеживаю то, как чутко они улавливают разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), между аллегро и анданте (быстрым и медленным темпом)

Для формирования и развития у детей импровизационного элемента творчества в танце мы включаем в занятия танцевальные этюды. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая всегда вызывает живой интерес у детей. Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным и необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками всегда близка и понятна любому ребенку.

В качестве музыкального оформления танцевальных этюдов я отдаю предпочтение сочинениям, предназначенным именно для детей. Это «Детский альбом» П.И.Чайковского, некоторые танцевальные номера из его балетов, миниатюры Д.Б. Кабалевского, музыкальные пьесы А.Гречанинова и Т. Ломовой, а также народные плясовые.

Слайд №11

Например, я играю пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского (нотное приложение №3). Дети внимательно слушают музыку и пытаются представить мысленно картину болезни куклы. После прослушивания музыки я обсуждаю с ними характер прослушанной пьесы, дети высказываются о том, какое настроение она у них вызвала. В качестве домашнего задания я прошу детей нарисовать дома рисунок, который отражает настроение прослушанной музыки, и принести его на следующее занятие (приложение №5).

Затем я исполняю для детей противоположное по характеру произведение, например, «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» П.И.Чайковского (нотное приложение №4). Процесс прослушивания и обсуждения повторяется, но теперь ребята отмечают, что характер музыки сменился: теперь это веселый, озорной, шутливый вальс. Они сами придумывают те танцевальные движения, которые, как им кажется, будут подходить для этой музыки, при следующем воспроизведении детям предлагается потанцевать.

Главное, чтобы во время таких занятий у детей сформировывалось активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в своих движениях.

Таким образом, все составные элементы исполнительского творчества в танце, а именно: ритмичность исполнения движений, выразительность и импровизационность исполнения музыкально-пластических образов, – необходимо развивать посредством выше изложенных форм и методов работы с правильно подобранным музыкальным сопровождением. Такой подбор музыкального материала я стараюсь грамотно и профессионально осуществлять ко всем занятиям. Я считаю, что именно от того, насколько интересна и увлекательна для детей будет звучащая на занятиях музыка, настолько успешной будет работа, направленная на развитие детского творчества в танце.

Слайд №12

Одним из показателей эффективной работы нашего педагогического коллектива является участие детей во многих концертных программах и городских мероприятиях. Наши танцевальные номера украшают новогодние елки, спортивные соревнования, гуляния на Масленицу, Ивана Купала, День Города, последний звонок, День знаний — образно говоря, ни один праздник не обходится без наших ребятишек. И взрослые и маленькие жители города всегда рады видеть Искорок с их зажигательными и эмоциональными танцами.

 Слайд №13

А когда дети достигают более высокого уровня исполнительского мастерства, они начинают участвовать в конкурсах и фестивалях разного уровня. Они достойно представляют наш город, область и даже страну, привозя из поездок дипломы лауреатов 1, 2, и 3 степеней.

Слайд №14

Конечно, сопровождая детей в путешествиях, приходится заниматься не только непосредственно музыкальным сопровождением и развитием, но и участвовать непосредственно в жизни каждого ребенка: помогать справиться с бытовыми проблемами, разрешать возникающие споры и конфликты, эмоционально поддержать в минуты грусти, — в общем, заменить на время родителей.

 Слайд №15

Работа концертмейстера в образцовом хореографическом коллективе «Искорка» заключает в себе и чисто творческую (художественную), и педагогическую деятельность. Концертмейстер принимает активное участие в подготовке и проведении досуговых мероприятий: «Арбузник», «Путешествие во фруктовый сад», «Первые шаги», «Будем «Искорку» в сердцах своих беречь», «Посвящение в ансамблисты», «Рождественские гадания».

Слайд №16

И, конечно, я всегда участвую во всех мероприятиях, проводимых Домом детского творчества: новогодние елки, дни открытых дверей. Никогда не отказываюсь от предложенных мне ролей. Работа в нашем коллективе мне нравится, всегда есть что-то новое, интересное. Я – счастливый человек, потому что моя работа приносит мне удовольствие.

Спасибо за внимание.

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1810.html, 2016. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1810).




опен стат