Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

Автор: учитель технологии Лагутова Н.И, выдан сертификат АВ15 №1805

Скачать материал

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

В этом направлении опираюсь на методологию социализации и индивидуализации личности Л.И.Божовича, Б.А.Вяткина, А.Н.Леонтьева, А.Н.Хузиахметова, В.Д.Шадрикова.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, различных форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Одной из центральных задач современного  образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структуре общественных отношений, в том числе и трудовой.

Существующие профили профессионально-трудового обучения в специальных  общеобразовательных (коррекционных) школах  не ориентированы на рыночную экономику с ее специфическими производственными условиями и отношениями. Это делает особенно актуальной проблему профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, проблему их реабилитации и социальной адаптации.

Школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. И урок труда — это единственный предмет, где ребенок учится на практике применять знания, полученные на других предметах. Ручной труд постепенно вытесняют из школьной программы, полностью заменяя его компьютерами и виртуальным миром. В итоге  на производство приходят молодые люди, которые ничего и ни разу в жизни не сделали своими руками. В образовательной области «Технология», в частности на уроках швейного дела,  имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися.

   Выбор профессии – важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Совместно со специалистами школы и родителями учащимся оказывается помощь в выборе профессии, наиболее отвечающей их индивидуальным особенностям и способностям.

В связи с современными событиями в мире и стране необходимо развивать и совершенствовать Российские сферы экономики,  импортозамещение, в том числе и в лёгкой промышленности.

Профессия швеи  очень востребована, для швеи всегда найдется работа. На уроках швейного дела учащиеся не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, оттого, что он сделал нужное людям дело своими руками.

Показателем качества своей работы по социальной адаптации учащихся считаю следующие их достижения:

  • выполнение заказов школы, например, пошив шторы, рукавиц для мальчиков, фартуков для поваров;
  • выполнение социального заказа для Берёзовской церкви по пошиву фартуков;
  • участие во Всероссийской  акции «Добро»;
  • экскурсии, мастер-классы;
  • участие в конкурсах и мероприятиях всероссийского, областного, городского и школьного уровня.

Для реализации данного направления мною была проведена следующая работа.

Разработала рабочую программу по швейному делу с учётом развития учащихся и корректировки часов.

Создала банк дифференцированных заданий, с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, оказываю дифференцированную помощь на протяжении всего периода обучения, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

Расширила и усовершенствовала банк коррекционно-развивающих упражнений. Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого.

Интегрирую различные дисциплины: технологию, ИЗО, математику,  черчение. Навыки ИЗО необходимы при выполнении эскизов выполняемых изделий; навыки математики — при расчётах для построения чертежа  изделия; умение чертить, откладывать нужные размеры, используя линейку и сантиметровую ленту, необходимо при конструировании, выполнении непосредственно самого чертежа основы изделия.

Использую положительную стимуляцию учения. Учитываю, что девушки более эмоциональны, ранимы, более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное отношение. Выстраиваю систему косвенного влияния. Одобрение, поддержка, доброжелательность – важнейшие условия совместной творческой работы.

Применяю здоровье сберегающие технологии, технологию сотрудничества и метод поэтапного формирования умственных действий. Опираюсь на возможности детей, ориентирую на успешный результат, свободный выбор выполнения учебной задачи, применяю коллективное творчество.

На уроке использую наглядные пособия, инструкционные карты, образцы, прибегаю к наводящим вопросам, аналогиям.

Учитываю зону ближайшего развития обучаемого.

Провела предварительную профессиональную диагностику обучающихся через наблюдение, анализ деятельности, беседы.

Изучила продукты деятельности учащихся: письменные, графические, контрольные, творческие работы (по ним можно судить об индивидуально-психическом развитии учащегося, его познавательных и профессиональных интересах, о достигнутом уровне умений, навыков и склонностей к деятельности).

Изучила школьную документацию (личные дела обучающихся, медицинские карты, классные журналы, ученические дневники, индивидуальные карты развития), что  помогло получить объективные данные, характеризующие уровень здоровья, развития, общеобразовательную подготовку и профессиональную направленность школьников.

Веду мониторинг.

Созданы комфортные условия.

В результате повысился интерес учащихся к предмету, наблюдается динамика активности  на уроках.

Выполненные изделия стали качественнее и используются учащимися и их родителями.

В современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников с нарушением интеллекта, и перед коррекционной школой ставится задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способного принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за личностное самоопределение и самореализацию. Поэтому актуально и своевременно рассмотрение вопросов использования технологии подготовки к профессиональной деятельности, которая заключается в четкой организации профессионально ориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта трудового обучения лиц с нарушением интеллекта, а также углубленной трудовой подготовки данной категории учащихся.

 

Список литературы.

 

  1. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. — М.: Школа-пресс, 1994.
  2. Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.
  3. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. /’/ Дефектология. 1986. N6.
  4. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. N5.
  5. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1966.
  6. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1988.
  7. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. — М.: Педагогика, 1990.
  8. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
  9. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.
  10. Шинкоренко В. А. О развитии элементов конструктивной деятельность учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 1982. N2.

Презентация

Автор: учитель технологии Лагутова Н.И. Свердловская обл., г. Берёзовский, ГКОУ СО «Берёзовская школа»,

Для цитирования: режим доступа http://www.afmi.ru/otrasl-obrazovanie/1805.html, 2015. (выдан сертификат за размещение материала серия АВ15 №1805).




опен стат