Формирование личности ребенка | Жизнь отрасли "Образование"

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Анализ научной литературы показывает многоплановость трактовок понятия «отцовство», того, какие функции должен выполнять отец, какое влияние оказывает отцовство на формирование личности, как ребенка, так и самого отца.

Отметим, что отцовство в праве – факт происхождения ребёнка от данного мужчины, удостоверенный записью о рождении в органах загса. При рождении ребёнка от лиц, состоящих браке, отцом ребёнка признаётся супруг матери. Если брак родителей не зарегистрирован, отцовство может быть установлено по совместному заявлению отца и матери ребёнка [цит. по: 7]. Иных толкований отцовства в словарях и энциклопедиях не обнаружено. Исключение составляет статья, посвященная материнству, проводящая параллель между социальными функциями матери и отца.

«Материнство – биологическое и социальное отношение матери к ребенку (детям). Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридического установления материнства <…> Материнство наряду с оттцовством [курсив наш] является составной частью социального института родительства и влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Основными функциями материнства являются репродуктивная и воспитательная. Первая иногда обозначается терминами «прокреативная», «генеративная». Эта функция неразрывно связана со второй (уход за детьми, их воспитание, обучение…). Материнство вместе с отцовством [курсив наш] наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей (в т. ч. половых).

Таким образом, в настоящем исследовании, отцовство понимается как психолого-педагогическая деятельность мужчины, связанная с приобщением ребенка к социальным нормам, требованиям общества, воспитанием и контролем над его результатом.

Очевидно, что психолого-педагогическая деятельность отца, существенно отличается от целенаправленной и тщательно выверенной деятельности, осуществляемой специалистом в области педагогики, однако можно выделить ряд аспектов, доказывающих возможность заключения воспитательной деятельности отца в понятие «психолого-педагогическая деятельность». Так, философские положения, категории, законы, с помощью которых объясняется психолого-педагогическая деятельность, являются едиными не зависимо от субъекта её осуществления; существует пересечение общенаучных подходов, связанных с рассмотрением и решением проблем активности человека и закономерностей построения его педагогической деятельности; междисциплинарность знания, аккумулирующего совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления педагогических действий; единство собственно педагогического методологического знания о системе психолого-педагогической деятельности родителя и педагога; наличие рефлексии, связанных с причинами, условиями и механизмами успешности психолого-педагогической деятельности.

Отмечается, что особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т. е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на формирование личности ребенка, чем матери.

Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на формирование личности ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального формирования личности ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [7].

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность пове­дения родителей в первые годы жизни ребенка для развития самооценки. Были выявлены, например, факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях [26].

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако, прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках [7].

Обследование более 20 тыс. американских семей [6] показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии [7].

Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм [33,34]. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

  1. страх потери любви родителей [51];
  2. идентификация с родителем [55];
  3. развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий [7].

Скачать работу




опен стат