Влияние родителей на формирование личности ребенка

Анализ научной литературы показывает многоплановость трактовок понятия «отцовство», того, какие функции должен выполнять отец, какое влияние оказывает отцовство на формирование личности, как ребенка, так и самого отца.

Отметим, что отцовство в праве – факт происхождения ребёнка от данного мужчины, удостоверенный записью о рождении в органах загса. При рождении ребёнка от лиц, состоящих браке, отцом ребёнка признаётся супруг матери. Если брак родителей не зарегистрирован, отцовство может быть установлено по совместному заявлению отца и матери ребёнка [цит. по: 7]. Иных толкований отцовства в словарях и энциклопедиях не обнаружено. Исключение составляет статья, посвященная материнству, проводящая параллель между социальными функциями матери и отца.

«Материнство – биологическое и социальное отношение матери к ребенку (детям). Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридического установления материнства <…> Материнство наряду с оттцовством [курсив наш] является составной частью социального института родительства и влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Основными функциями материнства являются репродуктивная и воспитательная. Первая иногда обозначается терминами «прокреативная», «генеративная». Эта функция неразрывно связана со второй (уход за детьми, их воспитание, обучение…). Материнство вместе с отцовством [курсив наш] наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей (в т. ч. половых).

Таким образом, в настоящем исследовании, отцовство понимается как психолого-педагогическая деятельность мужчины, связанная с приобщением ребенка к социальным нормам, требованиям общества, воспитанием и контролем над его результатом.

Очевидно, что психолого-педагогическая деятельность отца, существенно отличается от целенаправленной и тщательно выверенной деятельности, осуществляемой специалистом в области педагогики, однако можно выделить ряд аспектов, доказывающих возможность заключения воспитательной деятельности отца в понятие «психолого-педагогическая деятельность». Так, философские положения, категории, законы, с помощью которых объясняется психолого-педагогическая деятельность, являются едиными не зависимо от субъекта её осуществления; существует пересечение общенаучных подходов, связанных с рассмотрением и решением проблем активности человека и закономерностей построения его педагогической деятельности; междисциплинарность знания, аккумулирующего совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления педагогических действий; единство собственно педагогического методологического знания о системе психолого-педагогической деятельности родителя и педагога; наличие рефлексии, связанных с причинами, условиями и механизмами успешности психолого-педагогической деятельности.

Отмечается, что особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т. е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на формирование личности ребенка, чем матери.

Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на формирование личности ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального формирования личности ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [7].

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность пове­дения родителей в первые годы жизни ребенка для развития самооценки. Были выявлены, например, факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях [26].

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако, прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках [7].

Обследование более 20 тыс. американских семей [6] показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии [7].

Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм [33,34]. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

  1. страх потери любви родителей [51];
  2. идентификация с родителем [55];
  3. развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий [7].

Скачать работу




опен стат